Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности государственных инспекторов труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные инспекторы труда, осуществляя возложенные на них функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, должны прежде всего заботиться о соблюдении прав и законных интересов работодателей.
Комментарий к Статье 358 ТК РФ
В ходе своей деятельности инспекторам могут стать известны сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Это может быть государственная, служебная или коммерческая тайны. Поэтому Кодекс обязывает их хранить охраняемую законом тайну даже после того как они оставили свою должность.
Проверки по жалобам сотрудников становятся популярнее с каждым годом. На своих работодателей жалуются и работающие, и уволенные, и даже те, кому было отказано в приеме на работу. Тем, кто подает жалобы, не стоит опасаться для себя негативных последствий со стороны работодателя. Поскольку инспектор не вправе разглашать эту информацию, если об этом попросили жалобщики.
Проверку организаций на предмет соблюдения ими законодательства о труде осуществляют органы федеральной инспекции труда. Проверки проводятся как по жалобам и обращениям граждан, так и в плановом порядке. Работнику, который обратился с жалобой, комментируемая статья предоставляет право требовать от инспекции соблюдения конфиденциальности его обращения.
Комментарий к статье 358 ТК РФ
Государственные инспекторы при осуществлении контрольно-надзорных полномочий органов федеральной инспекции труда действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 ТК (см. коммент. к ней).
Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими на основании ст. 6 Конвенции МОТ N 81, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственный гражданский служащий, каковым является гострудинспектор, в соответствии ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности, обязан:
— соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
— исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
— исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
— соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
— не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Помимо этого, указанный Федеральный закон налагает на государственных гражданских служащих определенные запреты, в частности, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе:
— участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществлять предпринимательскую деятельность;
— приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и другими федеральными законами;
— получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
— использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
— разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
— принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
— использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
— прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии со ст. 15 Конвенции МОТ N 81 инспекторам труда (при условии соблюдения исключений, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством):
— запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем;
— вменяется в обязанность под угрозой уголовных санкций или соответствующих дисциплинарных мер не разглашать даже после ухода с должности производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;
— предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения и воздерживаться от сообщения предпринимателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы.
Государственный надзор и контроль
Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Особенности классификации органов государственного надзора и контроля за соблюдением ТК РФ
На основании ст.1 ТК ряд отношений государственного контроля (надзора), профессионального контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство, (сюда же входит законодательство об охране труда) и ряд иных нормативно-правовых актов, которые включают в себя нормы трудового права, относят к другим, напрямую связанным с трудовыми, отношениям. Исходя из этого, можно сказать, что отношения, которые рассматриваются, можно воспринимать как предмет трудового права.
На основании ст.2 Конституции РФ под признанием, соблюдением и защитой прав и свобод гражданина понимается обязанность государства. Конституционные права относительно защиты трудовых прав работников государство реализует при помощи формирования и контроля деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права.
Система данных органов подлежит классификации. Речь идет о:
- органах, которые занимаются государственным контролем (надзором) за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, во всех компаниях в России. Это органы ФИТ;
- органах, которые занимаются государственным контролем за тем, как соблюдаются правила относительно надежного осуществления работ в отдельных направлениях и на ряде объектов промышленности. Это ряд федеральных органов исполнительной власти относительно надзора в установленных областях деятельности;
- органах, которые осуществляют контроль внутриведомственного государственного характера за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в ряде подведомственных организаций;
- органах, которые занимаются осуществлением государственного надзора за тем, насколько точно и единообразно исполняется трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права. Речь идет о Генеральном прокуроре РФ и ряде подчиненных ему прокуроров на основании федерального закона «О прокуратуре РФ».
Акт проверки трудовой инспекции
Для того чтобы определить, исполняет ли работодатель нормы трудового права, Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) проводит плановые и внеплановые проверки (ст. 360 Трудового кодекса РФ, далее — ТК).
Целью проверки может быть также:
- контроль за реализацией мер, направленных на ликвидацию обнаруженных нарушений, указанных в предписаниях государственных инспекторов труда;
- осуществление процедур по предупреждению случаев несоблюдения положений ТК.
Итогом проведения вышеуказанных мер является акт проверки трудовой инспекции, который составляется в 2 экземплярах (один — для Роструда, другой — для работодателя) по форме, утв. приказом Минэкономразвития России «О реализации…» от 30.04.2009 № 141.
Акт проверки содержит следующую информацию:
- дату, время и адрес его оформления;
- указание на проверяющий орган — Роструд;
- реквизиты документа, на основании которого осуществляется проверка;
- Ф. И. О. инспекторов труда;
- название работодателя и Ф. И. О. лица, уполномоченного от его имени присутствовать при проверке;
- дату, время начала, длительность и адрес осуществления контролирующих мероприятий;
- данные об итогах проверки;
- данные об ознакомлении представителя работодателя с составленным актом, наличии его подписи на документе и указании сведений о проверке в журнале учета проверок;
- собственноручные подписи инспекторов труда.
ВАЖНО! Работодатель, возражающий против итогов проверки или конкретных действий инспекторов, может написать об этом в акте проверки.
Дополнительно о том, какие еще проверки проводятся в отношении организации и как они оформляются, рассказывается в статье Акт как оформление результатов налоговой проверки.
Следующий комментарий к статье 358 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 358 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Круг специфических обязанностей и ограничений, возлагаемых на инспекторов труда, определен ст. 15 Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.). Конвенция вменяет инспекторам труда в обязанность не разглашать, даже после ухода с должности, производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций. Одной из важнейших обязанностей инспекторов труда выступает также обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения законодательства и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы. Также инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.
2. Обязанность государственных инспекторов труда хранить охраняемую законом тайну призвана защитить права и интересы как работодателя (охрана коммерческой или служебной тайны), так и работника (охрана личной тайны человека, сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан). Данная обязанность выступает в качестве одной из гарантий права государственных инспекторов труда на получение информации, необходимой для осуществления надзорных и контрольных функций, в представлении которой не может быть отказано по причине ограниченности доступа и особой защиты соответствующей информации. Обязанность сохранения охраняемой законом тайны не прекращается даже в связи с оставлением инспектором труда должности.
3. Обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы, явившейся основанием для проведения инспекционной проверки, направлена на защиту интересов работника, который довел до сведения федеральной инспекции труда информацию либо свое мнение относительно нарушения своих прав или прав иных работников, несоблюдения работодателем законодательства о труде. Неуклонное исполнение данной обязанности исключает неправомерное воздействие работодателя на работника в качестве мести за сообщение данных о допущенных работодателем нарушениях законодательства.
Вместе с тем комментируемая статья допускает двоякое толкование: с одной стороны, источник жалобы считается абсолютно конфиденциальным (не подлежащим разглашению), а с другой стороны, сведения о заявителе жалобы не могут быть сообщены работодателю только в том случае, когда заявитель возражает против сообщения работодателю данных о себе. Возникает предположение: если заявитель жалобы не указывает в ней просьбу о неразглашении факта подачи им жалобы, то сообщение работодателю информации об источнике жалобы соответствует закону. Разрешить данное противоречие можно с помощью указанной Конвенции МОТ, которая не допускает разглашения информации об источнике жалобы, поданной в инспекцию труда, ни при каких условиях.
4. Обязанности государственных инспекторов труда как государственных гражданских служащих определяются в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а запреты, связанные с прохождением гражданской службы, — ст. 17 указанного Закона.
5. Об обязанностях государственных инспекторов труда при инспектировании организаций см. ст. 360 ТК и комментарий к ней.
Комментарии к статье:
§ 1. Основные права государственных инспекторов труда разнообразны, что предоставляет им возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства и законодательства об охране труда.
В сфере правового регулирования деятельности государственной инспекции труда важнейшим (получившим законодательное закрепление в КоАП РФ) является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 — 5.34, 5.44 КоАП РФ.
КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за:
— нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда (ст. 5.27);
— уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);
— непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
— необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);
— нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);
— уклонение от получения требований работников и участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);
— нарушение соглашения (ст. 5.33);
— увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);
— нарушение прав инвалидов в области трудоустройства (ст. 5.42);
— сокрытие страхового случая (ст. 5.44);
— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);
— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);
— непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
— непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).
В ст. 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об указанных выше правонарушениях от имени федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда — в суд (ст. 361 ТК).
§ 2. Если действия работодателя или его представителей содержат признаки уголовного преступления, государственные инспекции труда вправе направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, ст. 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Статьей 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации (независимо от организационно-правовой структуры и формы собственности) из корыстной или иной личной заинтересованности. Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в том числе в сфере труда (ст. 136 УК РФ), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ).
§ 3. Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, обязательное к исполнению последним. Обязательные предписания государственные инспекторы труда вправе выдавать как по собственной инициативе, так и в ответ на обращение к ним профсоюзных органов, работника, который считает, что его трудовые права нарушены, иного лица, полагающего, что имеет место нарушение норм трудового права.
Предписание обязывает работодателя, его представителей устранить в установленные в предписании сроки нарушения, выявленные на основании поступивших жалоб и заявлений. Предписание государственной инспекции труда, адресованное работодателю, может быть обжаловано им в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Обязанности работодателя для инспекции труда
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (часть 2 статьи 143 УК РФ); Трудовым законодательством также предусмотрена материальная ответственность работодателя: O за задержку выплаты заработной платы и других выплат — работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (статья 236 ТК РФ). При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.
V запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда; ───────────────────────────────────────────────────────────────────── V составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ; ───────────────────────────────────────────────────────────────────── V выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Права государственных инспекторов труда
Инженер по охране труда и технике безопасности
Государственный инспектор труда имеет право в соответствии со своей должностной инструкцией:
- осуществлять проверку любого предприятия;
- выявлять имеющиеся нарушения в области охраны труда;
- заниматься составлением соответствующих протоколов осмотра;
- определять степень выявленных нарушений и уровень ответственности должностных лиц: выписывать штрафы, привлекать к административной ответственности.
Права закреплены нормами ТК РФ
Помимо этого, уполномоченный инспектор по охране труда (согласно установленному профстандарту):
- берет на себя ответственность за расследование имеющих месту быть несчастных случаев на территории предприятия;
- приостановить работу предприятия в случае выявления грубых нарушений действующих норм российского законодательства, что влечет за собой угрозу жизни для наемного персонала.
К сведению! Какими правами не обладают государственные инспекторы труда подробно указано в ч. 2 ст. 357 ТК РФ.
Государственный инспектор труда: понятие и роль
Кто такой государственный инспектор по охране труда?
Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.
Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.
В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.
Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.
Виды государственных проверок по охране труда
- Комплексные — контролирование соблюдения закона в различных сферах. В мероприятиях разрешается принимать участие сразу нескольким надзорным органам: Налоговой инспекции, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Ростехнадзору, Роспотребнадзору, Генеральной прокуратуре и др.
- Целевые — направлены на конкретный участок и вызванные возникшей необходимостью.
Проверки бывают выездными либо документарными. При первом варианте проверяющие выезжают на место, во втором — руководство предприятия предоставляет органу надзора запрошенные документы.
Их разделяют на плановые и внеплановые. Первые осуществляются на основании согласованного годового графика, размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РФ. В нем указывается тип исследования — выездной либо документарный, его направление и участвующие органы контроля.
Вторые предусмотрены в следующих случаях:
- конец периода выполнения вынесенного ГИТ предписания;
- жалоба о том, что нарушаются права персонала;
- поступление заявки от работника на обследование места его работы;
- заявление физического лица, ИП, компании о несоблюдении законодательных норм, опасном для людей;
- аналогичная информация, поступившая от госоргана, СМИ или профсоюза;
- в связи с поступлением из Государственной инспекции труда материалов расследования несчастного случая;
- Приказ руководства госинспекции, обусловленный запросом Прокуратуры, поручением Президента или Правительства.
Функции инспекторов по труду
Инспекторы представляют орган, главная задача которого – проверка соблюдения трудового законодательства на каждом предприятии, в любой компании или организации. В ходе проверки, о которой руководство предприятия обязательно должно быть уведомлено, инспекторы могут выполнять следующие действия:
- Проверять учредительные документы, коллективный договор.
- Проводить проверку расписания организации.
- Осуществляется ревизия табеля учета рабочего времени, ведомостей по зарплате.
- Инспектор может осуществить проверку заполнения трудовых книжек.
- Важная функция инспекции труда – проверка условий работы персонала.
Часто инспекторы прибывают на предприятия после различных ЧП, несчастных случаев с работниками. В таких ситуациях проверка ведется с учетом происшествия:
- Инспектор расследует причины произошедшего несчастного случая.
- Анализирует, почему стали возможными случаи травматизма на рабочих местах.
- Проверяется, какие профилактические мероприятия осуществляются на предприятии относительно возможных несчастных случаев.
- Инспектор должен проверить, были ли выплачены все полагающиеся при НС выплаты.
- Также такой проверяющий может провести консультацию среди персонала по вопросам защиты прав, норм законодательства.
Инспектор по труду при необходимости может отстранить на время специалистов от выполнения обязанностей, ограничить деятельность юридических лиц. Он вправе назначать штрафы, применять другие меры наказания, если будут выявлены нарушения в организации труда, ведения документов и в других областях.
Кoгдa мoжнo oбpaтитьcя в инcпeкцию пo тpyдoвым cпopaм
Любoй чeлoвeк, пoлaгaющий, чтo eгo тpyдoвыe пpaвa нapyшeны, имeeт пpaвo пoдaть зaявлeниe в тpyдoвyю инcпeкцию. Cтaтьeй 356 Tpyдoвoгo кoдeкca PФ гocyдapcтвeннaя инcпeкция тpyдa нaдeлeнa пoлнoмoчиями пpинимaть и paccмaтpивaть пиcьмa, зaявлeния, жaлoбы, a тaкжe дpyгиe oбpaщeния гpaждaн, в кoтopыx бyдyт yкaзaны фaкты, cвидeтeльcтвyющиe o нapyшeнии иx тpyдoвыx пpaв. A тaкжe пpинимaть нeoбxoдимыe мepы пo ycтpaнeнию нapyшeний и вoccтaнoвлeнию нapyшeнныx пpaв.
Нaпpaвить жaлoбy в гocyдapcтвeннyю инcпeкцию тpyдa мoжeт любoй гpaждaнин, y кoтopoгo ecть зaключeнный c paбoтoдaтeлeм тpyдoвoй дoгoвop. Или физлицo, тpyдoвoй дoгoвop c кoтopым нeдaвнo пpeкpaтил cвoe дeйcтвиe. Кpoмe тoгo, гocинcпeкция пo тpyдy paccмoтpит жaлoбy чeлoвeкa, y кoтopoгo нeт и нe былo тpyдoвoгo дoгoвopa c дaнным paбoтoдaтeлeм, нo oн пoдaвaл aнкeтy для тpyдoycтpoйcтвa, a eмy oткaзaли в пpиeмe нa paбoтy.
На пороге трудовой инспектор
В предыдущих номерах нашего журнала мы рассказывали о проверках, проводимых самыми различными инстанциями.
Сегодня настала очередь рассказать о проверках, проводимых органами Федеральной инспекции труда.
Нормативно-правовая база
В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами Федеральной инспекции труда определяется конвенциями Международной организации труда (МОТ) по вопросам инспекции труда, ратифицированными Российской Федерацией, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, относится прежде всего Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные РФ. Основные положения указанных актов воспроизведены также в ст. 360 ТК РФ, которая устанавливает основные элементы процедуры проверок и, в частности, предусматривает, что государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Помимо этого общие требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ).
Наряду с федеральными законами порядок проведения проверок устанавливается подзаконными нормативными актами: Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2000 N 78 (далее — Положение N 78), и положениями о государственных инспекциях труда конкретных субъектов РФ, утвержденными приказами Роструда, где предусматриваются полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок.
Когда «сгущаются тучи»
Наиболее распространенное основание для проведения проверки — жалоба работника.
Такая проверка чаще всего настигает работодателя внезапно. Она называется целевой проверкой.
Если в ходе проверки обнаружатся серьезные нарушения, то за целевой может последовать так называемая тематическая проверка.
Помимо этого существуют и плановые трудовые проверки. Они проводятся не чаще чем раз в два года. О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают фирму за день-два до ее начала.
Если причиной проверки служит информация, полученная из налоговых органов или из фондов, то трудовики могут приехать к вам вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими из соответствующего фонда.
Основные обязанности должностных лиц налоговых органов
Положения ст. 33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:
- действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
- не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;
- внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
- соблюдать налоговую тайну;
- вести учет налогоплательщиков;
- разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
- направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
- направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.
Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков.