Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Что общего между этими понятиями
Общие черты (таблица):
Критерии | Субсидии/Субвенции |
Возвратность | Безвозвратны и безвозмездны |
Налогообложение | Не облагаются налогами |
Целевое назначение | Выдаются на конкретную цель |
Документальное оформление | Выдаются на основе предоставленных документов |
Кто выдает | Государство |
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Кто может получать дотации и субсидии?
Условия получения каждой дотации и субсидии отличаются. Так, для получения компенсации части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, гражданин должен тратить на эти нужды ежемесячно более 22% от своего дохода (или совокупного дохода членов семьи).
Дотацию в виде пособия по безработице может получить только тот гражданин, который официально встал на учет в Центр занятости населения и выполняет требования этого учреждения.
Однако есть несколько общих требований, соблюдение которых необходимо для оформления любой субсидии и дотации. Перечень условий для физических лиц включает в себя два пункта:
- статус – гражданин Российской Федерации или лицо, официально постоянно проживающее на территории страны на основании РВП, вида на жительства, статуса беженца и т.д.
- место проживания – любой населенный пункт, расположенный в пределах территории страны.
Аналогично, для организаций также есть общие требования получения субсидий и дотаций:
- место регистрации – Российская Федерация;
- место ведения основной деятельности – территория страны (экспорт чего-либо за границу и, соответственно, импорт, не принимаются во внимание).
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
- субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
- юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.
Прозрачность «Цифровой экономики»
Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».
Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.
- Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
- Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
- Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?
Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.
Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).
Основополагающими моделями, представляющими суть межбюджетных трансфертов, обозначаются дотации, субсидии и субвенции.
Перевод бюджетных средств между определенными структурами, который перечисляется на бескорыстном и невозвратном основании, без указания направлений и (или) условий их реализации называется дотация.
Понятием «субсидия» обозначается межбюджетный трансферт, определяемый на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации софинансирования и выполнения расходных договоренностей. Они возникают при реализации полномочий, относящихся к компетенции официального правового образования, которому предоставляется субсидия.
Дотации и субсидии представляют собой финансовую опору и поддержку соответственному бюджету. Важно отметить, что дотациями называются средства, которые предоставляются без распоряжения о цели их расходования, в то время как субсидии выделяются именно на определенные цели.
Субвенция является межбюджетным трансфертом, который выделяется на безвозмездном и невозвратном основании в целях финансового гарантирования расходных обязательств, появляющихся при исполнении общественно-правовым образованием, принимающим субвенцию, полномочий общественно-правового образования, выделяющего субвенцию.
Собственно говоря субвенции применяются для компенсирования дополнительных затрат, которые возникают у общественно-юридических образований в связи с передачей полномочий с одной ступени бюджетной системы на другую.
Государственная помощь считается достаточно востребованной во многих направлениях и сферах страны. В ней нуждаются не только органы местного самоуправления, но также отдельные категории граждан и физические, юридические лица. При этом помощь не обязательно может быть оказана в виде денег. Например, субсидии предоставляются в качестве оборудования, вещей или других необходимых предметов.
Благодаря возможной поддержке от государства регионы могут продвигать собственные программы развития экономики, способствуя улучшению жизни граждан, помогать незащищенным слоям населения.
Таким образом, субсидии, субвенции и дотации – это гарантия достойной старости. Также предоставление подобной поддержке дает шанс молодым или многодетным семьям улучшить свое положение в регионе. В свою очередь, материальные выплаты детям-инвалидам или детям, лишенным родительской опеки, помогают им выжить в суровых условиях.
Стоит отметить, что программы по субсидированию стали популярными и востребованными после наступления экономического кризиса в стране. И до сих пор данный вид помощи считается одним из самых актуальных и что самое удивительное – действенных.
Все термины, о которых шла речь выше, входят в словарь рядового гражданина. Субсидии, субвенции и дотации – это поддержка, предоставляемая государственным бюджетом, для улучшения жизни населения страны. При этом стоит отметить, что субсидирование напрямую относится к социальной политике, субвенции и дотации являются частью внутренней экономики. Между этими понятиями существует разница, но также присутствуют определенных сходства. Как минимум, похожи они в том, что за любой из имеющихся форм помощи гражданин может обратиться в момент, когда ему это окажется необходимо, и государство не сможет ему отказать.
Соглашение о предоставлении субсидии
В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований — в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.
Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:
- значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);
- основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
- основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
- запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.
В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.
На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму[7], утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.
В чем заключается отличие понятий субсидия и субвенция: примеры их предоставлений
Государство должно помогать своим гражданам. Это безоговорочный тезис. В любом организованном обществе существуют незащищенные категории, так же и в нашей стране.
В силу каких-либо ситуаций граждане могут испытывать нужду в финансовом обеспечении. Это может быть связано с вооруженными конфликтами в местах, откуда прибывают беженцы, также помощь потребуется одиноким матерям, многодетным семьям, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим гражданам и т.д.
Иногда нехватка средств к существованию может наблюдаться в целых регионах. Тогда приходится финансировать бюджеты семей и целых населенных пунктов из более крупной казны.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
Существуют такие понятия как субсидия и субвенция.
Если с первым наш российский гражданин более или менее знаком, то второе немного заводит в тупик. Если начать разбираться, то оба этих термина в целом означают материальную помощь от государства.
Это может быть поддержка перспективных проектов какого-либо предприятия или отдельного предпринимателя, а может иметь адресную и срочную направленность, то есть направляться конкретному гражданину или группе граждан.
О них немного позже. Эту
поддержку государство оказывает достаточно обширному кругу субъектов, к тому же нередко ей свойственна узкая направленность.
Субсидия, как правило, больше относится к социальной сфере. Иными словами, это помощь незащищенным слоям населения, определенным социальным группам, стимулирование чего-либо (рождаемости, трудоустройства в сельской местности, педагогической деятельности и пр.).
Субвенция может затрагивать и социальную область, и предпринимательство, и какие-либо инновационные проекты, строительство и т.д.
Здесь ясно одно: средства переходят от одного бюджета к другому. То есть, общими словами, это государственное финансирование, виды трансфертов, распределяемых между уровнями бюджетной системы. Нередко субсидией обозначают социальные льготы для граждан.
Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.
Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.
Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.
Основные свойства выплаты:
- безвозмездность (полученная сумма не подлежит возврату);
- долевое финансирование (с ее помощью может быть оплачена лишь часть услуги или продукта);
- целевая направленность (субсидия выделяется для осуществления каких-либо первоочередных целей).
Если субъект не выполнил соответствующие требования в срок или в полном объеме, то он будет обязан возместить размер субвенции. Она, кстати, может покрывать расходы на реализацию финансируемого проекта полностью. Расходование собственных средств в таком случае может и не понадобиться.
- срочность (достижение результата запланировано на конкретное время, дату, период);
- строгое целевое расходование (вышестоящий орган обязательно проконтролирует, все ли средства ушли по назначению, и в полной ли мере оправданы предыдущие прогнозы).
Итак, начнем с субсидии. Самым ярким примером могут стать федеральные и региональные программы помощи молодым семьям, где из бюджета выделяются некие суммы для улучшения жилищных условий. Чаще всего на такую субсидию нормальную квартиру или дом в городе не купишь, приходится добавлять деньги из своего кармана или брать кредит.
Также в качестве субсидии подойдет выделение средств на частичное финансирование ремонта центрального парка поселка, так называемая помощь от областного бюджета местному.
Субсидией будет также выделение набора продуктов пенсионерам ко Дню Победы. Сюда же можно причислить выдачу новой школьной формы детям из малоимущих семей к 1 сентября. Тот же статус будет иметь выдача наборов лекарственных средств инвалидам.
К субвенции можно причислить выделение средств из городского бюджета в конкретную жилищную управляющую организацию для капитального ремонта подъездов в нескольких домах определенного района.
Субвенцией будет также являться закупка на средства государственного бюджета спортивного инвентаря для школы-интерната, выплата разового пособия детям-инвалидам, сиротам или малоимущим.
В качестве субвенции можно, пожалуй, оценить закупку государственной казной нового медицинского оборудования в городской перинатальный центр или нескольких новых отечественных автомобилей для городского ДПС.
Родственные черты присущи как субвенции, так и субсидии:
- Они не облагаются налогом.
- Должны быть использованы по назначению.
- Как правило, единовременные.
- Источником является вышестоящий бюджет.
Между этими понятиями есть также и существен��ая разница:
- Субвенции предназначены только для местных и региональных бюджетов или для юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, корпораций и т.д. А субсидия, кроме этих же субъектов, может быть выдана и простому физическому лицу.
- Субвенция всегда выражена в денежном эквиваленте, а субсидию выдают и деньгами, а также вещами, продуктами, стройматериалами, одеждой, медикаментами, техникой, оборудованием и пр.
- После передачи денег по субвенции обязательно ведется контроль за целевым применением выплаты и соблюдением сроков реализации программы. Если эти два важнейших условия не будут исполнены, средства придется вернуть. Применение субсидии тоже контролируют, но не настолько строго и выборочно, потому что круг получателей достаточно широк.
- Адресность субвенции очевидна – ее направляют конкретному предприятию или региону. Субсидии выделяют широкому кругу лиц. Если юридические еще как-то можно проконтролировать, то с физическими немного сложнее.
- Объем субвенции может полностью покрывать расходы на то или иное мероприятие, в то время как субсидия обычно является частичным финансированием проекта.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, если администрация города выделяет гражданам деньги или продукты – это субсидия, а если государство передает в местный бюджет несколько миллионов рублей на строительство ледового дворца или бассейна, то это субвенция.
Субвенция — что это, кому предназначается
Субвенцией принято считать финансы, направляемые бюджетом низшему по уровню бюджету. К примеру, государственный бюджет выдает субвенцию региональному бюджету или юрлицам. Однако выделенные бюджетные деньги нужно будет возвратить обратно при нарушении хотя бы одного из данных условий.Субвенция может полностью покрыть затраты на реализацию определенного проекта, собственные средства даже не нужно будет задействовать.
Субвенции для регионов зависят от цели их предоставления госбюджетом, к примеру, они могут направляться на формирование бюджета региона или покрытие бюджета юрлица. Дотации на образование, строительство или медицинское обслуживание не являются субвенцией. Их принято относить к софинансированию бюджета, который распределяется по нуждам субъектов.
Разница между субсидией и субвенцией
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.