Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самозащита работниками трудовых прав и ее востребованность на практике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные способы защиты перечислены в ст. 352 ТК РФ.
Если предстоящая работа непосредственно угрожает жизни и здоровью, то сотрудник вправе от нее отказаться (ч. 1 ст. 379 ТК РФ). Для отказа от работы требуется непосредственная, а не гипотетическая угроза. Иными словами, предположений работника для самозащиты недостаточно. Хотя и ждать наступления неблагоприятных последствий ему не следует.
Для каких трудящихся не предусмотрена самозащита трудовых прав
Если отказ от работы приведет к возникновению угрозы безопасности, здоровья, жизни, нормальной жизнедеятельности населения, самозащита трудовых прав неприемлема. Для следующих категорий работников доступна только защита прав посредством обращения в суды, профсоюзы, Роструд, прокуратуру:
- сотрудники противопожарной службы;
- работники силовых структур, отвечающих за безопасность страны;
- специалисты, занимающиеся обеспечением стабильной работы опасных видов производств;
- сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций;
- медицинские работники, оказывающие экстренную помощь;
- сотрудники аварийно-спасательных служб;
- работники служб связи, коммунальных служб;
- служащие государственных органов;
- сотрудники специальностей и должностей, работа которых связана с обеспечением безопасности.
Как видно из вышесказанного, сегодня право на самозащиту не имеет четких, обозначенных границ. Недостаточно ясно сформулированы положения о компенсации простоев вследствие применения этих мер. Вероятно, это связано с недостаточно обширной практикой разрешения данных конфликтов. При этом далеко не во всех случаях у наемных сотрудников получается добиться восстановления своих интересов, устранения нарушений. Реализация возможности осуществлять самозащиту трудовых прав на практике должна закрепляться установлением определенной процедуры. Она, с одной стороны, должна обеспечивать максимальную эффективность этого метода, а с другой – гарантировать соразмерность ответных мер допущенным нарушениям законодательства, а также соблюдение интересов, имеющихся у других лиц.
Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в настоящее время являются комиссии по трудовым спорам и суды общей юрисдикции. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел в судах, кроме того, определяется правилами ГПК РФ1.
Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников или работодателя на паритетных началах из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Представители работодателя назначаются в КТС приказом руководителя организации. На первом заседании КТС избираются председатель и секретарь комиссии, на которых возлагается подготовка и созыв заседаний.
Ответы на распространенные вопросы о том, как осуществляется самозащита работниками трудовых прав
Вопрос №1:
Должен ли работодатель выплачивать заработную плату за период, в течение которого работника не исполнял обязанности, используя свое право на самозащиту трудовых прав?
Ответ:
По своей сути самозащиты работниками трудовых прав является простоем по вине работодателя, ведь это из-за него нарушались права трудящихся, вынужденных своим бездействием демонстрировать возмущение и призывать к справедливости. Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ, работник будет получать зарплату, но не в следующих случаях:
- если отказ от выполнения работ связан с задержкой зарплаты, выплаты не гарантированы;
- если самозащита применяется в случае с переводом на другую должность (в такой ситуации обычно оплачивается вынужденный прогул – ст. 72 ТК РФ, ст. 394 ТК РФ).
Аналитика законодательства
Benicar: By Mail Order |
Штрафы работнику. Какие законны, какие нет. Взыскание ущерба |
Обзор ответственности предпринимателей за «продажу» наличных денежных средств из оборота розничной торговли |
О разъяснении вопросов в рамках ФЗ 44: единственный производитель. Обязанность предоставить расходы по договору |
Налогообложение после распределения имущества при ликвидации юридического лица (ООО) |
Самозащита трудовых прав работников — что это такое
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (гл. 57 ТК РФ);
Одним из важнейших видов З. т. п. р. является коллективный договор, в котором закрепляются гарантии и компенсации работникам в области трудовых отношений, а также устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации.
Обеспечение права работников на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров тесно связано с государственной защитой трудовых прав и свобод и фактически также является одним из ее элементов. Признавая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, ТК РФ устанавливает законные способы их разрешения (см. гл. 60, 61 ТК РФ).
Важнейшим способом З. т. п. р. является судебная защита. Подсудность трудовых дел судам и порядок судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным законодательством. В соответствии с общим порядком иски предъявляются в суд по месту жительства ответчика, а иски к юридическому лицу — по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также по месту жительства истца. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Комментарий к статье 352 ТК РФ
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соответственно признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека и гражданина являются непременной обязанностью государства. В новой редакции комментируемая статья предусматривает способы защиты как трудовых прав, так и свобод, т.е. ее задачи и смысл полностью соответствуют положениям международных актов и Конституции РФ по защите прав и свобод граждан.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Часть 3 ст. 17 Конституции РФ указывает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Согласно же ч. 3 той же статьи каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Часть 1 ст. 1 ТК предусматривает, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В комментируемой статье указаны четыре основных способа защиты трудовых прав работников:
а) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый системой специально уполномоченных на это государственных органов (подробнее см. гл. 57 ТК и коммент. к ее статьям);
б) общественный контроль профессиональных союзов (подробнее см. ст. ст. 370 — 373 ТК и коммент. к ним);
в) самозащита работниками своих трудовых прав (подробнее см. ст. ст. 379, 380 ТК и коммент. к ним);
г) судебная защита путем рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров (подробнее см. гл. 60 ТК и коммент. к ней).
Защита трудовых прав в судебных органах
С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.
Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж
На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.
Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.
Основные характеристики самозащиты работниками
Самозащита работниками трудовых прав отличается следующими характеристиками:
- Сотрудник пользуется правом в индивидуальном порядке. При этом он не обращается в государственные органы, суд и прочие компетентные структуры.
- Существует много форм защиты трудовых прав. Это может быть забастовка, протестные мероприятия и прочее. Отличительной особенностью самозащиты является пассивность работника. То есть для устранения нарушений применяется бездействие. В рамках самозащиты работник отказывается выполнять требования работодателя. Срок бездействия не ограничен. Период самозащиты заканчивается тогда, когда будет устранено нарушение.
- В рамках самозащиты сотрудник не может принуждать работодателя или других лиц к устранению правонарушения. Для этого есть другие инструменты.
- Самозащита – метод, используемый исключительно трудящимися. Он не применяется работодателями.
ВАЖНО! Для некоторых работников отказ от требований во имя самозащиты является очень привлекательным. Однако этот инструмент не может использоваться без оснований. Актуален он только в том случае, если права работника действительно грубо нарушаются. Если же ничего подобного нет, действия, а точнее бездействие сотрудников, является совершенно неправомерным.
В каких случаях самозащита является правомерной
Самозащита может применяться в следующих случаях:
- Поручение сотруднику задач, которые не предусмотрены трудовым соглашением.
- В связи с поручениями работодателя возникает угроза жизни и здоровью сотрудника.
- Работодатель отказывается выдавать средства защиты, если они требуются для осуществления работы.
- Невыплата зарплаты в срок. Задержка должна превышать 15 суток.
- Неправомерный перевод на другую должность.
- Неправомерные требования работодателя, не соответствующие трудовому соглашению с работником.
- Направление в командировку без письменного согласия сотрудника (если оно предусмотрено).
- Незаконное привлечение сотрудника к сверхурочному труду, работе в выходные и праздничные дни.
- Работодатель просит сотрудника досрочно выйти из отпуска.
- Руководитель неправомерно запрашивает документы и сведения.
Самозащита также используется в некоторых других случаях.
ВАЖНО! В ТД не указан перечень ситуаций, в которых может применяться рассматриваемый инструмент. Поэтому принимать решение о самозащите должен сам сотрудник. Однако он должен иметь в виду, что работодатель вряд ли будет обрадован решением работника. Нужно быть готовым к судебным разбирательствам, сформировать аргументы в защиту обоснованности самозащиты.
Способы самозащиты не должны противоречить следующим признакам:
- Соответствие законодательству.
- Отсутствие факта обращения в государственные или прочие компетентные структуры.
Если действия работника не соответствуют этим признакам, самозащита не считается правомерной.
Кто не имеет права на самозащиту
Существуют некоторые категории сотрудников, которые не имеют права на самозащиту в связи с особой спецификой своей работы. В частности, это:
- Сотрудники силовых структур, отвечающие за безопасность страны.
- Сотрудники МЧС.
- Специалисты аварийно-спасательных служб.
- Работники госорганов.
- Сотрудники коммунальных служб, служб связи.
- Люди, занятые экстренной медицинской помощью.
- Люди, ответственные за обеспечение стабильной работы опасных производств.
- Работники противопожарных служб.
- Работники всех прочих специальностей и должностей, действия которых связаны с обеспечением безопасности.
Ограничения в самозащите связаны с тем, что отказ от работы в данном случае может спровоцировать возникновение угрозы для населения. Однако сотрудники не утрачивают право на защиту полностью. Для отстаивания своих прав они могут обратиться в трудовую инспекцию, судебные органы, прокуратуру.
Самозащита трудовых прав работниками
Права работника охраняются на законодательном уровне, а для их восстановления можно прибегать к различным способам и формам, предусмотренным законом. Работник может обратиться к представителю профсоюзного комитета, в трудовую инспекцию, в суд, а может попробовать решить проблему самостоятельно, прибегнув к приемлемым способам самозащиты. Способы защиты своих прав самостоятельно описывает ст.379 ТК РФ. А в статье 380 дается четкое указание работодателю не препятствовать в этом наемному лицу. Более того, наниматель не может воспользоваться своим правом и дисциплинарно наказать сотрудника, прибегнувшего к способу самостоятельной защиты и сохранить за ним все полагающиеся ему по договору, права. Кроме того, самостоятельная защита не исключает параллельного привлечения других способов защиты. Это могут быть обращения в органы, которые наделены соответствующими полномочиями и правами.
Нюансы реализации самозащиты
В рамках реализации права на самозащиту возникает несколько вопросов:
- Нужно ли выплачивать зарплату в тот период, когда сотрудник не выполняет свои обязанности?
- Должен ли сотрудник присутствовать на рабочем месте?
Итак, нужно ли платить зарплату? По сути, самозащита – это фактически простой по вине работодателя. Согласно части 1 статьи 157 ТК РФ, в данном случае сотрудник получает зарплату, так как простой возник не по его вине. Однако существуют исключения:
- Рассматриваемый порядок не применяется в том случае, если сотрудник отказывается от перевода на другую должность. В этом случае он не имеет возможности работать. В данной ситуации имеет смысл оплачивать период как вынужденный прогул (статьи 72 и 394 ТК РФ).
- Если работа приостановлена в связи с задержкой зарплаты, никакие выплаты не гарантированы.
Должен ли сотрудник оставаться на рабочем месте? Закон никак не разъясняет этот вопрос. Поэтому решение принимается в индивидуальном порядке. Сотрудник должен ориентироваться или на рекомендации работодателя, или на внутренний распорядок в компании.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Реализация работниками права на самозащиту во многом обеспечивается контрольно-надзорными органами. В. Н. Скобелкин рассматривает контроль за строгим соблюдением законодательства о труде в качестве одной из гарантий осуществления трудовых прав122. Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятий «контроль» и «надзор». Во многих статьях ТК РФ говорится об осуществлении государственного контроля и надзора. В юридической литературе при рассмотрении вопроса о государственном контроле и надзоре, как правило, особого разграничения данных терминов не проводится. Действительно, трудно определить, какие мероприятия государственных органов являются контролем, а какие надзором, поскольку в действующем законодательстве эти термины употребляются в неразрывном единстве. В ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»123 закреплено понятие «государственный контроль (надзор)», которое определяется как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данном законе понятия «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Вместе с тем разграничение указанных понятий позволит определить характер проводимых проверок, а также объем полномочий субъектов, осуществляющих контроль или надзор.
Во многом трудность дифференциации данных понятий заключается, во-первых, как уже было отмечено, в отсутствии юридического определения контроля и надзора. Во-вторых, указанные понятия являются категориями многих наук и учебных дисциплин, например, социологии, административного права, конфликтологии, менеджмента, где понятия «контроль» и «надзор» каждым автором определяются по-разному.
Например, в обыденной терминологии контроль, по мнению Р. М. Фалмера: 1) говорит, как должно идти дело; 2) смотрит, как оно идет в действительности; 3) выправляет то, что отклонилось в сторону124.
В. М. Горшенев, И. Б. Шахов считают, что определение контрольно-надзорной деятельности как составной части правоохранительной деятельности не отражает того факта, что сущность и назначение контроля выходят за рамки юрисдикционной деятельности, так как он не всегда связан с правонарушениями, а главное его назначение состоит в обеспечении согласованности запланированного и реально осуществляемого125. Они рассматривают контроль как функцию различных институтов системы управления общественными процессами12 .
По мнению В. М. Горшенева и И. Б. Шахова, сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. При этом основной целью данной функции является блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов 7.
Д. М. Овсянко под контролем понимает систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Надзор, по его мнению, заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушении законности .
О. В. Филимонов делает вывод, что надзор — это более узкое понятие, чем социальный контроль. Он считает, что надзор можно определить как контроль, осуществляемый государственными органами в отдельных сферах управления, связанный с возможностью использования особых властных полномочий129.
Подводя итог, можно выделить следующие отличительные признаки контроля и надзора. Контроль — это деятельность по осуществлению функции управления, которая заключается в проведении проверки, наблюдения и т. п. Действительно, для эффективной и правильной реализации функции управления необходим постоянный контроль контролирующей подсистемы за деятельностью контролируемой подсистемы. Надзор представляет собой деятельность, которая по своей сущности не является управлением. Следует отметить, что при осуществлении надзора имеют место проверки, наблюдения, но они проводятся не для обеспечения функции управления. Кроме того, между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, отношения строятся на основе подчиненности и подведомственности.
Прокурорский надзор за соблюдением законов, направленных на защиту трудовых прав граждан
Важную роль в сфере защиты и самозащиты трудовых прав граждан играет прокуратура РФ. Согласно п. 1 ст. 1 закона о прокуратуре, прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации155. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Думается, прокурорский надзор является государственным органом, который с учетом поставленных перед ним задач, а также предоставленных полномочий, может наиболее эффективно защищать трудовые права граждан. Была высказана точка зрения о том, что признать должностных лиц прокуратуры полноценными участниками деятельности по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства не представляется возможным156. Считаю, что это неверное суждение по ряду причин.
Во-первых, прокуратура является тем государственным органом, который осуществляет надзор за соблюдением нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними правоотношения, всеми физическими и юридическими лицами на территории России.
Во-вторых, в отличие от других органов прокуратурой рассматриваются поступающие заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении закона в установленные федеральными законодательством сроки. Так, согласно п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 24 декабря 2001 г. № 80 7, обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов (объединений) — не позднее 7 дней со дня их поступления. Заявления и жалобы граждан, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются в срок не позднее одного месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
В-третьих, необходимо подчеркнуть, что осуществление прокурорского надзора в любой его отрасли проходит исходя только из критерия законности. Прокуратура не подменяет собой иного государственного органа и не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность субъекта. В этом заключается главная особенность и важность прокуратуры в сфере защиты трудовых прав граждан и применения ими права на самозащиту.
В-четвертых, особую роль прокурорский надзор играет в предупреждении, пресечении правонарушений трудового законодательства, устра-нении их последствий и возмещении причиненного ущерба . Следует отметить, что в случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель принимает меры прокурорского реагирования, предусмотренные законом о прокуратуре. Кроме этого, прокурор принимает меры по привлечению к ответственности виновных лиц. Так, в п. 2 ст. 27 закона о прокуратуре установлено, что при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 3 ст. 27 закона о прокуратуре).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прокуратура занимает важное место среди органов по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства. Хотелось бы отметить, что надзор за соблюдением социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав, является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора.
Думается, что было верным замечание Ю. Е. Винокурова о том, что включение в раздел III закона о прокуратуре главы «Надзор за соблюдением права и свобод человека и гражданина» указывает на особую актуальность и важность существующей в России проблемы соблюдения прав и свобод граждан159. Это, в свою очередь, говорит об особой роли прокуратуры как государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением данных прав граждан, а также прав на их защиту и самозащиту.
Для того чтобы определить роль прокурорского надзора в защите трудовых прав, необходимо выделить предмет, а также задачи прокурорского надзора за соблюдением прав работников.