Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидационная комиссия: порядок ее образования, функции, образец решения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс
Начнем с журнала.
Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.
Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.
Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.
Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?
- об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
- об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@
Как подать объявление в Вестник?
Есть два способа подачи:
- при наличии электронной подписи
- без электронной подписи
Какие предоставляются полномочия?
Каждый руководитель фирмы должен знать, каковы полномочия ликвидационной комиссии юридического лица. Алгоритм действий и перечень полномочий выглядит следующим образом:
- оповещаются регистрационные органы о прекращении деятельности компании;
- размещается информация в открытых печатных СМИ о планируемой ликвидации фирмы, причем обязательно указывается срок закрытия предприятия и порядок, на основании которого принимаются заявления от кредиторов;
- в течение следующих двух месяцев принимаются заявки от кредиторов;
- всем известным кредиторам уведомление вручается лично;
- подготавливается в установленные законом сроки ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской задолженности, долгах фирмы, а также обо всех имеющихся активах и пассивах;
- обозначаются решения, призванные минимизировать задолженность организации;
- при необходимости продается имущество, принадлежащее компании, для чего проводятся открытые торги, что позволяет погасить имеющиеся долги;
- формируется итоговый баланс, в котором отсутствуют долги предприятия, поэтому предварительно удовлетворяются все предъявленные требования;
- в балансе содержится информация о финансовом состоянии компании на момент ликвидации;
- производится сверка расчетов с контрагентами и ФНС;
- после перечисления всех выплат распределяются оставшиеся средства и имущество между учредителями;
- для прекращения процесса закрытия фирмы подается соответствующее заявление в ФНС.
После выполнения всех действий вносится в ЕГРЮЛ информация о ликвидации предприятия. На этом работа ликвидационной комиссии юридического лица считается законченной.
Нюансы составления ликвидационного баланса
При ликвидации юридического лица права ликвидационной комиссии являются обширными, но при этом у нее появляются и определенные обязанности. К ним относится необходимость составления грамотного ликвидационного баланса. Он должен соответствовать определенным требованиям. К особенностям формирования документации относится:
- составляется промежуточный и окончательный баланс;
- в первом документе содержится информация об обязательствах компании;
- окончательный баланс составляется исключительно после погашения всех долгов предприятия;
- в документацию вносятся разные сведения, к которым относится дата составления, реквизиты компании, имеющиеся у фирмы активы и пассивы, род деятельности и юридический адрес.
Если выполнятся все требования комиссией, то процесс закрытия компании считается простым и оперативным.
Назначение ликвидационной комиссии
Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:
- уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
- розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
- увольнение работников;
- составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
- распределение имущества между учредителями;
- завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.
При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.
Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.
Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.
Основные этапы юридической процедуры остановки работы организации в соответствии с законодательством
Вместе с тем внимательное и вдумчивое изучение законодательства, регламентирующего процедуру прекращения организацией своей деятельности, способно дать весьма четкое представление о том, какие действия необходимо осуществить учредителю или учредителям, принявшим решение об остановке работы предприятия. При этом в случае наличия каких-либо вопросов они всегда могут обратиться к изучению дополнительных источников, которые способны разъяснить сложившуюся ситуацию.
Первым шагом, который заинтересованному лицу стоит предпринять в процессе такого изучения, является ознакомление с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит все основные положения, регулирующие деятельность юридических лиц в нашей стране. Несколько статей данной главы специально посвящено порядку и требованиям к процессу ликвидации коммерческих организаций с указанием всех необходимых действий, которые требуется предпринять учредителю или учредителям.
Выплаты ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.
Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.
В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.
Назначение председателя ликвидационной комиссии
Закон обязывает предприятия выбирать председателя ЛК, однако формально не установлено, кто именно должен выступать в качестве кандидата на данную должность. Если закрытие осуществляется на добровольной основе, сами соучредители вправе выбрать должностное лицо.
Если же ликвидация инициирована судом в связи с финансовой несостоятельностью компании, ликвидатор (то есть арбитражный управляющий) определяется по решению судьи.
На должность председателя могут назначаться:
- один из учредителей компании, входящий в состав ЛК;
- сотрудники организации, обладающей соответствующей лицензией и полномочиями;
- юристы, способные обеспечить законность каждого этапа процесса закрытия компании;
- другой участник комиссии.
Если речь идёт о добровольном закрытии, принять решение о создании ЛК и назначении её председателя необходимо на общем собрании соучредителей. Если у предприятия всего один владелец, он принимает подобное решение единолично.
Возможно ли сменить председателя ликвидационной комиссии?
Кандидат на эту должность обязан обладать соответствующими знаниями в данной сфере, чтобы обеспечить законность всех этапов процедуры закрытия предприятия. Именно поэтому лицо, не справляющееся со своими обязанностями, может быть заменено на другого специалиста.
Сделать это возможно в следующих случаях:
- ликвидатор снимается со своей должности в связи с постановлением суда (к примеру, в деле о банкротстве компании);
- специалист решает уйти с должности по собственному желанию (закон предусматривает возможность расторжения договора в одностороннем порядке);
- специалист недобросовестно выполняет свои обязанности.
Акт решения при завершении ликвидации предприятия
Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.
Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.
Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.
Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.
Выплаты ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.
Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.
В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.
Уведомление о ликвидации ООО
Если принято решение о ликвидации, то об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Срок уведомления – 3 рабочих дня (п. 1 ст. 62 ГК РФ).
Также необходимо опубликовать информацию о ликвидации в СМИ и уведомить кредиторов, и эта обязанность также возлагается на ликвидационную комиссию. Это может быть указано в приказе о ликвидации предприятия, образец уведомления кредиторов может быть приложен.
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» также содержит определённые требования – кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев для предъявления претензий. Кроме того, выявленных кредиторов необходимо уведомить персонально. Впоследствии кредиторы, которые не получили информации о ликвидации, могут оспаривать ликвидацию на том основании, что ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию, при наличии задолженности она была не отражена.
Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.
Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.
И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.
Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.
Приказ о создании ликвидационной комиссии оформляется следующим образом:
- данные о той организации, для ликвидации которой создается ликвидационная комиссия;
- дата издания приказа, а также его номер;
- основание, по которому было произведено издание такого приказа. При этом потребуется не только указать основание («принятие решения о ликвидации юридического лица»), но также и реквизиты того правового акта, который ложится в основу вынесенного решения (дата и номер протокола собрания, на котором оформлено решение о ликвидации);
- перечень членов ликвидационной комиссии, который также должен быть утвержден на специальном собрании учредителей или акционеров юридического лица;
- дополнительно указывается срок функционирования созданной комиссии, а также порядок, который должен быть соблюден для того, чтобы в полном объеме исполнить возложенные на него обязательства;
- перечень лиц, на которых возлагаются обязанности по контролю за работой такой ликвидационной комиссией, а также за исполнением приказа;
- сведения о том лице, который издал приказ о создании ликвидационной комиссии, а также о том, кто подписал данный приказ (как правило, это одно и то же должностное лицо в организации);
- дополнительно в рамках приказа должен быть сформирован лист согласования и лист ознакомления. В листе согласования должны быть указаны сведения о тех лицах, с которыми происходило согласование данного приказа (как правило, это руководители юридической, финансовой и кадровой служб). В листе ознакомления обязаны ставить свои подписи те лица, которые включены данным приказом в состав ликвидационной комиссии.
Образец приказа о создании ликвидационной комиссии можно посмотреть по ссылке.
Приказ должен иметь указание на то, когда именно он вступает в силу (чаще всего речь идет о дате подписания приказа как дате вступления его в силу).
Равно как и по определению ликвидационной комиссии, в отношении состава данной комиссии также нет никакого четкого регулирования в действующем законодательстве Российской Федерации. По этой причине на участников собрания учредителей или акционеров ликвидируемого юридического лица ложится обязанность по самостоятельному определению перечня тех сотрудников, которые должны быть включены в такую комиссию.
Главным требованием является то, что такая комиссия обязана осуществлять все действия, направленные на соблюдение действующего законодательства при проведении ликвидационных мероприятий, а в случае возникновения риска ликвидации с долгами – провести весь процесс таким образом, чтобы требования кредиторов были полностью удовлетворены.
Сложившаяся правоприменительная практика на сегодняшний день показывает, что для наиболее успешного проведения процедуры ликвидации юридического лица в число членов ликвидационной комиссии должны входить:
- руководитель организации. С момента издания приказа о создании ликвидационной комиссии с руководителя снимаются его должностные обязанности, которые возлагаются отныне на всю комиссию, что позволяет ей выполнять все руководящие функции вплоть до закрытия юридического лица;
- юрист или иной сотрудник правового подразделения или правовой службы, который осуществляет сопровождение всего процесса ликвидации юридического лица, с точки зрения обеспечения его соответствия требованиям действующего законодательства;
- сотрудники финансового подразделения, которые будут осуществлять финансовое сопровождение проводимого процесса ликвидации, в частности, составлять промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, проводить мероприятия по закрытию всех имеющихся задолженностей перед кредиторами и существующими государственными органами и фондами (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и т. д.);
- учредители или ключевые акционеры компании, которые уполномочены на принятие ключевых решений по фактам функционирования ликвидируемого юридического лица;
- дополнительно могут быть привлечены аудиторы и иные лица, которые не входят в штат ликвидируемого юридического лица, с целью проведения контроля за процессом прекращения существования организации.
В тех случаях, когда такое решение принято на собрании учредителей организации или ее акционеров, к участию в ликвидации юридического лица могут быть привлечены также сторонние лица, например, юристы, если такое привлечение обосновано, например, по причине отсутствия должного опыта у штатных юристов компании либо в случае наличия определенных сложностей при проведении такой процедуры (например, если происходит ликвидация организации, у которой имеются существенные долги).
Правовая основа создания комиссии
Правовой основой создания комиссии является прекращение деятельности юридического лица посредством его ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности может осуществляться как по решению учредителей, так и в принудительном порядке (по решению суда).
На учредителей в случае прекращения деятельности организации в силу п. 3 ст. 62 ГК РФ может быть возложена обязанность по решению некоторых вопросов, например:
- назначения ликвидатора или комиссии;
- разработки порядка осуществления ликвидации;
- установления сроков ликвидации.
При осуществлении полномочий по прекращению деятельности организации созданный орган обязан действовать в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов как учредителей организации, так и кредиторов.
Согласно п. 5 ст. 62 ГК РФ в случае уклонения учредителей от создания комиссии и неисполнения нормативного порядка прекращения деятельности организации может быть возбуждена судебная процедура ликвидации. Потребовать возбуждения дела могут как заинтересованные лица (например, кредиторы организации, которая не может расплатиться по своим обязательствам), так и государственные органы. В подобной ситуации ликвидация происходит в судебном порядке с привлечением к участию арбитражного управляющего.