Очень важные изменения с 2023 года по ОСАГО и страхованию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очень важные изменения с 2023 года по ОСАГО и страхованию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Как получить скидку при внесении водителя в полис ОСАГО?

Одной из величин, существенно влияющих на стоимость внесения водителя в полис ОСАГО, является коэффициент бонус-малус. В 2022 году он не только может увеличить стоимость страхования, но и позволяет автомобилистам получить скидку.

Основной величиной, влияющей на КБМ, является убыточность водителя. Чем чаще он попадает в разного рода аварии, тем больше он должен будет платить (разумеется, случаи, когда автомобилист не являлся виновником ДТП, не учитываются страховыми компаниями).

В КБМ используется система классов. Изначально любому водителю присваивается пятый класс (по старым правилам это был третий класс). Если автомобилист не приносит страховщику убытков (то есть не становится виновником аварий), с каждым годом его класс повышается на одну строчку. Соответственно, увеличивается его скидка на оформление. За каждый год -5%.

Если же в прошедшем году страховщик потерпел убытки по вине страхователя, стоимость будет увеличиваться. Таким образом, водитель, часто попадающий в ДТП, может получить повышающий коэффициент размером до 2,45. Минимальный же коэффициент составляет 0,5 (он присваивается водителям 15 класса). Таким образом, автомобилист может получить скидку на оформление в размере 50%. Для этого ему потребуется 10 лет провести без аварий.

Необходимо отметить, что размеры выплаченной страховой суммы, как и серьезность ДТП, никак не влияют на КБМ. Влияет только количество выплат. То есть автомобилист, часто попадающий в мелкие аварии будет платить больше, чем водитель, ставший виновником одного крупного ДТП. И не важно, кто из них принес страховщику большие убытки.

Если автомобилист желает сэкономить на оформлении ОСАГО, то ему точно не стоит вносить аварийных и начинающих водителей. Ведь стоимость полиса рассчитывается по коэффициенту водителя с наихудшим коэффициентом бонус-малус. А это значит, что цена после подобных дополнений может вырасти в несколько раз (например, если автомобилист, безаварийно отъездивший 10 лет, внесет водителя с максимальным КБМ, расценки вырастут почти пятикратно). Однако владелец ТС имеет право выписать аварийных водителей из страховки. В этом случае страховщик обязан вернуть разницу стоимостей.

Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:

С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.

Читайте также:  Рубка деревьев на собственном участке: с кем необходимо согласовать действия

Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.

Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.

Сколько будет стоить полис ОСАГО в 2022 году

Произведем сравнительный расчет размера страховки в 2021 и 2022 годах для водителя из Подмосковья. Он — единственный водитель автомобиля и ездит круглогодично. Автомобиль — Лада «Веста» с двигателем мощностью 113 л.с. Возраст водителя 45 лет, а водительский стаж — 20 лет. При этом водителем не допущено ни одной аварии по его вине. Автомобиль не используется в качестве такси.

Формула расчета страховки Т в 2021 и в 2022 годах одинаковая:

Т = ТБ · КТ · КБМ · КВС · КО · КМ · КС

При вышеуказанных условиях коэффициенты формулы в 2021 году будут иметь следующие значения (Указания Банка России №5515-У от 28.07.2020 г.):

ТБ = 5 436 рубль — применяем максимальный тариф для физлиц, имеющих категорию «В» (Приложение 1);

КТ = 1,63 — взято максимальное значение для Московской области (Приложение 2);

КБМ = 0,5 — поскольку у нашего водителя безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа, то этот коэффициент у него будет минимальным. Другими словами, ОСАГО он сможет купить со скидкой 50%, по сравнению с водителем, который только сел за руль;

КВС = 0,94 — так как стаж больше 14 лет, а возраст попадает в интервал 40-49 лет;

КМ = 1,2 — так как мощность двигателя лежит в интервале от 100 до 120 л.с.;

КО = 1 — так как управляет только один водитель;

КС = 1 — так как водитель будет пользоваться автомобилем более 10 месяцев.

Таким образом, стоимость ОСАГО для водителя в 2021 году составит

Т = ТБ · КТ · КБМ · КВС · КО · КМ · КС = 5 436 · 1,63 · 0,5 · 0,94 · 1 · 1,2 · 1 = 4 997,42 рубля

Теперь рассчитаем страховку с учетом тарифов 2022 года (Указание Банка России №6007-У от 08.12.2021 г.):

ТБ = 5 980 рублей — применяем максимальный тариф для физлиц, имеющих категорию «В» (Приложение 1);

КТ = 1,56 — взято максимальное значение для Московской области (Приложение 2);

КБМ = 0,46 — поскольку у нашего водителя безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа;

КВС = 0,91 — так как стаж больше 14 лет, а возраст попадает в интервал 40-49 лет;

КМ = 1,2; КО = 1; КС = 1.

Таким образом, стоимость ОСАГО для водителя в 2022 году составит

Т = ТБ · КТ · КБМ · КВС · КО · КМ · КС = 5 980 · 1,56 · 0,46 · 0,91 · 1 · 1,2 · 1 = 4 686,04 рубля

Видим, что для данного водителя страховка в 2022 году будет дешевле, чем в 2021 на целых 300 рублей! Однако возникает другой вопрос: а много ли у нас в России таких аккуратных водителей с безаварийным стажем?

Как предварительно рассчитать цену ОСАГО

Дата и подпись – 11- 13 маркер
Крупные города обычно имеют гораздо более высокий коэффициент. ОСАГО это официальный документ, который страхует не ваше авто, а вашу ответственность перед третьими лицами являющимися участниками дорожного движения подробнее о том, для чего нужен полис ОСАГО, можно почитать в этом материале, а здесь мы рассказывали, чем ОСАГО отличается от КАСКО. В 2022 году изменилась форма для расчета предельной цены полиса, и сейчас для водителей-частников в Челябинске она составляет 232 тысячи рублей, в Москве — 222 тысячи, а для Уфы, Краснодара, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ростова, Екатеринбурга, Магнитогорска — 202 тысячи. Для таксистов эти значения примерно в 2,5 раза выше.
В данной части прописываются все соответствующие временные даты, как и в бумажном варианте.

Улучшенная защита обеспечивается фоном. Подделать его из-за изменения структуры и яркости оттенков очень сложно, к тому же цветовое сочетание неоднородное, оттенок меняется от края к краю. Защита стала более сильной, и начало качественных подделок прогнозируют только к 2022 году.

Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.

Порядок расчёта КБМ изменился в 2019 году следующими тонкостями:

  • если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не «слетит»; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
  • в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
  • установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.
Читайте также:  Как удерживать и перечислять НДФЛ с 1 января 2023 года

Изменения в ОСАГО с 13 сентября

С 13 сентября почти для всех владельцев авто будут расширены на 26 % базовые тарифы по ОСАГО. Что это значит? Начать надо с того, что такое базовый тариф. Это сумма, зафиксированная на законодательном уровне для гражданского автострахования. Проще говоря, базовый тариф — это изначальная сумма, которую потом умножают на ряд коэффициентов и высчитывают окончательную стоимость полиса.

Расширение тарифов означает, что минимальная и максимальная планки будут сдвинуты. Если раньше базовые тарифы для легковушек составляли 2 224 — 5 980 рублей, то теперь они будут 1 646 — 7 535 рублей. Это приведет к изменениям в ценах на полисы ОСАГО. Каким образом? Стоимость полиса ОСАГО представляет собой произведение ряда чисел. Если одно из этих чисел поменять, то результат будет другим. Приведем простой математический пример:

Если число 2 умножить на само себя 7 раз, то получится 2*2*2*2*2*2*2*2 = 256. Заменим одно из чисел единицей, тогда итоговый результат составит 1*2*2*2*2*2*2*2*2 = 128. Мы поменяли одно число, и результат стал иным. При расчете ОСАГО сейчас делается то же самое. И с расширенным диапазоном изменятся и конечные цены.

Для обязательной “автогражданки” на 30% поднимут лимиты на ремонт

На манеже рынка ОСАГО все те же проблемы автопрома: дефицит запчастей и быстротечный рост цен на детали.

Стоимость ремонтных работ по полису ОСАГО, напомним, фиксируется расценками из специального справочника.На фоне последних геополитических событий этот ценовой реестр превратился почти что в ничто.

«Выплаты осуществляются по справочникам средней стоимости, введенным в действие 19 марта 2022 года, в которых фактически не отражен резкий рост стоимости запчастей и проблемы с их логистикой», — заявил Российский союз автостраховщиков (РСА).

С 19 июня вступят в силу обновлённые справочники. Сейчас документация проходит процедуру проверки.

На запрос «Новых Известий» в РСА уточнили, что стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по проекту справочников запчастей, выросла по сравнению с предыдущей версией документа на 28,7%.

«Этот рост соответствует оценкам автомобильных экспертов, которые оценивали увеличение стоимости запчастей в апреле-мае этого года примерно на 30%.Новые цены в справочниках отражают ситуацию, сложившуюся с ценами на запчасти после ухода из России ряда автопроизводителей из “недружественных” стран. Рост этих цен, безусловно, повлечет и рост выплат по ОСАГО», — прокомментировали в РСА.

Пока же опрошенные нами страховые агенты рассказывают однотипные истории: после ДТП автомобиль по договору ОСАГО должен отправиться на ремонт. А нынешние прайсы автомастерских не бьются с ценами из справочника, утвержденного еще ранней весной. Или нужных автозапчастей на СТОА опять же просто нет. Поэтому СК, чтобы вписаться в сроки урегулирования убытка, с недавних пор предпочитают калькуляцию, то есть выплату деньгами. Выгодно ли это автомобилистам — вопрос риторический.

В Российском союзе автостраховщиков тенденцию с рублевым возмещением подтверждают, но уточняют: «Заметного роста жалоб по данным причинам РСА от автовладельцев не фиксирует».

Стоит отметить, что средняя выплата по ОСАГО в мае 2022 года выросла на 13% или 8,5 тысяч рублей — с 66 328 рублей до 74 806 рублей. Об этом заявили в РСА, сравнивая с выплатами мая прошлого года.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВВС), исполнительный директора Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев ранее заявил, что было бы неправильным поднимать тарифы на ОСАГО — главный продукт в линейке страхования. «Казалось бы, из-за произошедшего роста цен на детали и дефицита ряда запасных частей, страховую премию нужно было бы поднять. Но мне кажется, что сейчас сказать людям, что им надо будет больше платить за ОСАГО – это не совсем верно. Частотность наступления убытков – всего 5%, а рост стоимости полиса затронет 100% автовладельцев», — обнадежил Уфимцев.

Оформление европротокола онлайн

В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.

С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.

В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.

Получен ущерб, какая цена восстановления будет назначена по ОСАГО

До планируемых изменений 2022 года граждане, являющиеся автовладельцами, могли рассчитывать на максимальный размер выплат по ОСАГО 160000 рублей.

Читайте также:  ДОКУМЕНТЫ представителя заявителя

Теперь, в связи увеличением стоимости полиса, предел возмещений будет увеличен до 400000 рублей.

Если дорожно-транспортное происшествие сопровождается полной утратой средства передвижения или смертями, компенсация увеличивается до полутора миллионов.

Несмотря на уверения страховых компаний, решение о выборе способа возмещения остается за страхователем. Если же автомобиль после аварии направляется в избранный страховщиком сервисный центр, на проведение ремонтных (восстановительных) работ в этом случае отводится не более 30 дней. Вмешаться в выбор компании водитель не сможет, только если такой центр не сотрудничает со страховой организацией.
Практика направления пострадавших в ДТП автомобилей на ремонтные работы за счет страховых компаний показывает, что собственнику часто выдвигаются требования по доплате услуг сервиса. Вроде бы сумма ущерба находится в установленном законодателем пределах, а ОСАГО все равно не работает. Исправить ситуацию призваны новые правила, согласно которым:

  • Будет запрещено заменять вышедшие из строя пользованные детали аналогичными б/у. Ранее при расчете стоимости ущерба независимые эксперты и представители страховых компаний пользовались едиными справочниками, в которых приводились сведения по уменьшающим коэффициентам. Смысл дисконта сводился к тому, что попавшие в аварию детали уже имели определенную степень износа, а потому гражданам следует возвращать (возмещать) ее в таком же состоянии;
  • Для оценки технического состояния машины перед ремонтом будет использоваться новая и опять же единая методика.

Оценить намерение страховых компаний по возмещению ущерба можно будет в течение 20 дней с момента предоставления всех требуемых документов. После этого владельцы транспортных средств на правах потребителей смогут воспользоваться законным правом на обращение в суд. К высокой вероятности успеха водителей законодатель добавил штрафные санкции в размере 0,5 процента от причитающейся суммы премии за каждый день затягивания выплат. В свою очередь, страховые компании получили право отыгрываться на своих клиентах за счет пени в размере 1 процента за каждый день просрочки по представлению подтверждающих ущерб документов.

Пересмотреть было решено и коэффициент территории, при чем в некоторых регионах предстоит повышение, а где-то значения снизятся. В сентябре прошлого года этот коэффициент территории уже менялся. Как пояснялось, его значения зависят от уровня доходности региона для страховщиков: чем больше аварий на территории с участием местных автомобилей, тем больше водители будут платить за страховку. В этом году изменения в коэффициенте планируются аналогичные:

  • В десяти субъектах РФ коэффициент увеличат на всей территории: Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чечня, Забайкальский край, Магаданская область, ЕАО, НАО, Чукотка и Крым.
  • В 20 регионах для всех населенных пунктов коэффициент будет снижен, в том числе в Московской и Ленинградской областях, в Башкортостане и Татарстане, в ХМАО, ЯНАО и др.
  • В регионах, не вошедших в первые два пункта коэффициент также пересмотрят, но более хитрым способом: для крупных городов значения будут снижены, в то время как для небольших населенных пунктов в той же зоне – повышены.
  • Города федерального назначения: в Москве и Санкт-Петербурге коэффициент территории уменьшится, а в Севастополе – поднимется.

На сколько подорожает ОСАГО в 2021 году?

С начала 2021 года полис ОСАГО станет дороже, чем в прошлом году. А уже с 1 сентября 2021 года страховые компании получат возможность увеличивать начальную и конечную ставку базового тарифа на 30%.

Максимальные размеры тарифов, коэффициенты, а также порядок их использования страховыми компаниями утверждены в Указании Центрального Банка России от 04 декабря 2021 года № 5000-У. Данный документы был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 29 декабря 2018 года. Посмотреть его можно по ссылке ниже.

Посмотреть размеры выплат

Формально с 1 января 2021 года ОСАГО подорожает, но согласно пункту 2 Указания от 29.12.2018 № 5000-У официально изменения вступят в силу с 9 января 2021 года. Платить за ОСАГО в 2021 году придется по формуле:

базовый тариф * коэффициенты (повышающие или понижающие).

На стоимость полиса ОСАГО влияют следующие показатели:

  • базовый тариф (цена «от и до»);
  • город проживания (в расчет берется коэффициент, утвержденный правительством в зависимости от региона пребывания автовладельца);
  • безаварийная скидка (коэффициент Бонус-Малус);
  • возраст и стаж водителя;
  • вид полиса (ограниченный или неограниченный);
  • сезон использования автотранспортного средства;
  • мощность двигателя машины;
  • имеющиеся нарушения законодательства, касающегося страхования (в соответствии с коэффициентом).

Что такое ОСАГО простыми словами

Любой владелец автомобиля знает о необходимости покупки полиса ОСАГО. Для тех же, кто еще только собирается пополнить ряды автовладельцев, расскажем немного подробнее про обязательный для всех без исключения вид автострахования.

Полис ОСАГО призван защитить водителя от финансовых затрат в случае совершения ДТП по его вине. Ущерб, причиненный пострадавшим, будет оплачен страховой компанией.

Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. О его введении начали говорить еще во второй половине прошлого века, однако законодательно инициативу закрепили только в 2002 году, приняв федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО». За время своего существования в него было внесено огромное количество изменений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *