Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заявление на выписку из квартиры можно подать по месту фактического проживания/нахождения. Например, гражданин проживает в Москве, а прописан в Уфе. Чтобы выписаться из уфимского жилья, он может обратиться в районное МВД Москвы. В данном случае его могут выписать «в никуда». Если же в Москве он прописывается по новому адресу, то со старого адреса его выпишут автоматически в течение трех дней.

Снятие с учёта по месту пребывания

Снятие с учёта нужно не только при смене прописки, но и в том случае, когда человек выезжает с места жительства, где была осуществлена временная регистрация.

Россияне, иностранцы с ВНЖ, РВП и прочие обязаны своевременно докладывать в миграционные службы о смене своего местоположения.

Данная процедура проходит в ещё более упрощённом порядке. Как правило, в ГУВМ фиксируется досрочный выезд.

Снимающиеся с учёта граждане, либо лица, предоставившие жилплощадь для их проживания, могут обратиться в миграционные службы следующими способами:

  • лично;
  • отправив уведомление почтой;
  • через интернет.

Кто должен сниматься с учета

Снятие с регистрации уполномоченными органами осуществляется, если есть основания, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. Главной причиной, по которой граждане РФ выписываются, является переезд на новое место жительства.

На основании судебного решения аннулируется прописка таких категорий лиц, как безвестно отсутствующие, утратившие право пользования жилищем, предоставившие недостоверные сведения. Приговор суда может послужить основанием для выписки с жилой площади осужденного лица. Кроме того, в случае снятия с регистрационного учета в связи со смертью человека сотрудники потребуют предъявить свидетельство о смерти.

Представители коренных малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, при переходе на оседлый образ жизни могут ходатайствовать о снятии с учета по месту их традиционных жилищ. Сотрудники на основании этого заявления выносят решение об аннулировании приписки.

Порядок снятия с миграционного учета

Нормативно-правовыми актами установлен порядок снятия с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин обязан сообщить о том, что он переезжает на новое место, подав с заявлением соответствующие документы. Перечень предоставляемых бумаг зависит от оснований процедуры, но удостоверение личности понадобится в любом случае.

Спустя 3 дня после обращения гражданина в территориальный орган ГУВМ МВД или многофункциональный центр его выписывают из жилого помещения, а в паспорт ставится соответствующая отметка.

И все же, как сняться с регистрации по месту жительства – такой вопрос может возникнуть у тех, кто переезжает на новое место без аннулирования прописки по прежнему адресу. Стоит сказать, что в такой ситуации выписка происходит в момент подачи документов на прописку в новое жилое помещение.

В каких случаях возможно прекращение регистрации?

Рассмотрим статью 18 Федерального закона «О государственной регистрации ТС»:

1. Государственный учет транспортного средства прекращается:

1) по заявлению владельца транспортного средства;

2) по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства;

3) при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства;

4) при наличии сведений о ликвидации юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, или о прекращении физическим лицом, являющимся владельцем транспортного средства, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

5) при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником транспортного средства, а в отношении транспортного средства, владельцем которого является один из родителей либо усыновитель лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, — при достижении собственником транспортного средства возраста шестнадцати лет;

6) если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, — в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;

7) в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства.

Ответственность в случае нарушений правил

Административная ответственность по факту нарушения правил регистрации в отношении граждан закреплена в ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации:

В соответствии с ним, установлен административный штраф за нарушение в размере от 2 до 5 тыс. рублей.

В ст. 19.15.2 Кодекса предусмотрена ответственность в отношении должностных лиц, которые отвечают за регистрацию, а также владельцев жилья:

  • на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на собственников жилого помещения (физических лиц) — от 2-х тыс. до 5 тыс. руб.
Читайте также:  Вычет при покупке квартиры пенсионером

Полномочия на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности имеют:

  1. Руководители территориальных отделений миграционной службы, их заместители;
  2. Сотрудники полиции.

Снятие с регистрационного учета

Каждый гражданин должен быть зарегистрирован по адресу постоянного или временного проживания. В случае смены фактического места пребывания он должен провести регистрационные действия, связанные с постановкой на учёт в новом жилье. Сделать это можно, только пройдя процедуру снятия с регистрационного учёта по предыдущему месту проживания.

Российское законодательство (Приказ Федеральной миграционной службы №288) даёт возможность сняться с регистрационного учёта (выписаться) несколькими способами:

  • снятие с учёта по запросу, когда процедура производится автоматически при регистрации по новому адресу;
  • аннулирование регистрационного штампа перед выездом.

В некоторых случаях допускается проведение таких действий через законного представителя.

При выписке перед выездом стоит учитывать, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 713, гражданин должен в течение 7 рабочих дней после аннулирования штампа зарегистрироваться по новому месту постоянного или временного проживания. В ином случае, он будет привлечён к административной ответственности. Сумма штрафа зависит от обстоятельств задержки, региона регистрации и составляет от 2 тыс. рублей.

Где можно аннулировать регистрационную отметку в паспорте
Подать заявление на снятие с регистрации можно в следующих учреждениях:

  • Многофункциональные центры;
  • территориальные отделы МВД;
  • сервисный портал «Госуслуги».

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Нужно ли регистрировать временно несовершеннолетнего ребенка, если имеется постоянная регистрация?

Ответ: Да. Регистрация по месту пребывания таких лиц осуществляется на основании заявления о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей и свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Вопрос №2: Необходима ли регистрация для студентов, проживающих в общежитии?

Ответ: Да. Регистрация, обучающихся по очной форме по образовательным программам СПО или ВО, по месту пребывания в общежитиях производится на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы представляются должностными лицами образовательных организаций в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ МВД России от 31.12.2017 N 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2021 N 50635.
Обновлен административный регламент предоставления МВД России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Согласно регламенту регистрационным учетом граждан РФ занимаются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Заявителями на получение данной госуслуги являются:

— граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста;

— один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина РФ — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

Закон о временной регистрации по месту пребывания

Закон о временной регистрации в стране отсутствует. Административный порядок регламентируется, указанным ранее Постановлением Правительства РФ № 713.

Документ обязывает лиц, которые по месту своего пребывания находятся более 90 дней, обратиться в государственный орган с заявлением о постановке на временный учет.

Бланк заявления имеет установленную форму 1, Приказом ФМС № 288 от 11.09.2012 года. В документе следует указать:

  1. Название органа;
  2. Сведение о заявителе;
  3. Персональные и паспортные данные;
  4. Информацию о месте расположения жилого помещения;
  5. Сведения о документе, который позволяет проживать заявителю в недвижимом объекте.
Читайте также:  Как изменится УСН с 2023 года

Помимо заполненного бланка следует подать:

  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий право проживания в жилом помещении.

Заявление, куда подавать, образец

Для того чтобы федеральный орган осуществил запись о регистрационном учете, заявителю необходимо предоставить, установленные законом о передвижении граждан сведения.

К таким сведениям относятся:

  1. Заполненное заявление, установленной формы. Бланк заявления утвержден Приказом ФМС России № 288
    . В тексте формы необходимо указать:
  • Наименование органа;
  • Персональные данные заявителя;
  • Сведения о предыдущем месте проживания;
  • Информацию о собственнике и о документе, подтверждающие права на жилой объект;
  • Данные документа, подтверждающего личность;
  • Номер СНИЛСа;
  • Сведение о лице, которое предоставляет право проживать в жилом объекте, его паспортные данные.
  1. Документ, подтверждающий личность.
  2. Документ, который подтверждает наличие права заявителем вселиться в указанный жилой объект. Таким документом может быть свидетельство о собственности на объект, соглашение о социальном найме помещения, соглашение об аренде
    . Допускается представление копии документа, которая удостоверена нотариусом. Обратите внимание на то, что в случае, когда информация об основаниях вселение имеется в реестрах государственных или местных органов, предоставлять документ не обязательно.

Допускается представление документов в электронной форме.

Без личного присутствия самого гражданина

Возможны два варианта:

  • Первый — когда гражданин сам согласен выписаться, но не имеет возможности обратиться в паспортный стол или МФЦ (например, при проживании за границей).
  • Второй — когда он теряет право пользования жилым помещением, но при этом не желает выписываться.

Снятие с учета «удаленно»

Заявление на регистрацию/снятие с регистрационного учета личного характера и по доверенности не подается. Человек должен лично прийти в отделение ГУВМ или МФЦ по месту прописки. Однако в законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. Например, если человек постоянно проживает за границей, но остался прописанным в РФ, он может заверить заявление на снятие с учета в своем консульстве и отправить в орган по месту прописки в России. Такой документ примут и снимут с учета.

Снятие с учета в судебном порядке

В случае, если человек не желает сам выписываться из квартиры, придётся обращаться в суд.

Выписка в этом случае возможна только в судебном порядке. Если гражданин действительно незаконно занимает жилое помещение и истец это докажет, суд вынесет решение в его пользу и человека выпишут принудительно.

Для суда понадобятся следующие документы:

  • Исковое заявление
  • Паспорт истца
  • Документы на квартиру
  • Квитанция на оплату госпошлины

Зачастую принудительная выписка осуществляется:

  • после развода, если бывшие члены семьи не хотят уезжать с квартиры добровольно;
  • после купли-продажи квартиры, если в жилом помещении не выписались люди жильцы после сделки;
  • если происходит длительная задержка с оплатой коммунальных услуг в муниципальной квартире;
  • длительное отсутствие жильца (в этом случае для выписки отсутствующего необходимо признать умершим в судебном порядке).

Каждый случай имеет множество нюансов. Если вам нужна юридическая помощь, советуем обращаться к профессионалам. На нашем сайте можете получить консультацию по интересующим вас вопросам.

Миграция россиян в пределах страны подлежит учету так же, как и смена места нахождения иностранцами или лицами, не имеющими гражданства.

По правилам миграционного законодательства меняющие адрес фиксированного проживания либо на длительный срок сменившие место жительства, обязаны предупредить государственные органы о новом месте. А также им вменяется в обязанность выписаться со старого местонахождения.

Перерегистрироваться можно следующим образом:

  • Лично явившись в регистрирующую службу.
  • Отправив уведомление онлайн с помощью портала муниципальных и госуслуг.
  • Посредством услуг почтового ведомства России (только если регистрируется место пребывания).

Слабые места системы регистрации

Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания имеет ряд недоработок. Без особых трудностей стать на учёт может лишь владелец помещения. Остальные соискатели вынуждены тратить больше времени, чтобы пройти все стадии оформления регистрации.

Стандартная ситуация: добросовестный квартиросъемщик пытается уведомить подразделение миграции МВД о новом месте проживания. Однако штамп он не получит до тех пор, пока в процессе не примет личное участие собственник квартиры.

Неудивительно, что вследствие таких затруднений люди не спешат регистрироваться, не желая сталкиваться с полосой препятствий для реализации своих прав.

Можно констатировать, что судебная практика демонстрирует разность подходов судов к оценке правовой природы полномочий по регистрации граждан по месту жительства. В основном суды признают обязанность органов местного самоуправления выполнять регистрацию, оценивая ее как функцию по исполнению государственной услуги. Рассмотрим, например, кассационное определение Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2009 г. по делу № 33-582 по рассмотрению заявления о признании незаконным бездействия главы администрации Тополевского сельского поселения, выразившегося в необеспечении функций исполнения государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту жительства.

Читайте также:  Особенности отбора проб и образцов товара, перемещаемого в МПО

Согласно п. 2 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

В силу п. 4 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в РФ в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными главами администраций должностными лицами. Вывод суда: ввиду того что в селе Тополево орган внутренних дел отсутствует, обязанность по регистрации граждан по месту жительства возложена на администрацию Тополевского сельского поселения.

Другое дело связано с привлечением к налоговой ответственности за непредставление сведений о регистрации (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 сентября 2002 г. № А82-24/02-А/5). Налоговый орган наложил штраф на ОВД города Переславля-Залесского и Переславского района штраф за представление сведений о регистрации по месту жительства 65 физических лиц с нарушением установленного срока и в связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке обратился в арбитражный суд. Однако суд, основываясь на ст. 4 Закона № 5242-1, пришел к выводу о том, что органом, осуществившим регистрацию физических лиц по месту жительства, является Глебовская сельская администрация (полномочное лицо), и отказал истцу во взыскании штрафа.

Однако позиция суда не всегда столь однозначна. Иной взгляд и толкование природы этого полномочия даны в решениях других судов по той же налоговой ситуации. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 18 октября 2005 г. № А35-1532/04-С3 указано, что ни Закон Курской области «О местном самоуправлении в Курской области», ни Положение об администрации муниципального образования Махновский сельсовет Суджанского района Курской области не содержат норм, предусматривающих компетенцию администрации по осуществлению государственной регистрации граждан по месту их жительства, а также определяющих источники финансирования расходов на осуществление указанной деятельности. Поэтому, подчеркивается в постановлении, администрацию нельзя рассматривать в качестве органа, осуществляющего в соответствии с действующим законодательством регистрацию граждан по месту жительства, несмотря на фактическое осуществление ею этих функций с превышением предоставленных администрации полномочий.

Гораздо более аргументированной следует признать позицию, выраженную в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2010 г. по делу № А05-6441/2010. Ссылаясь на п. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ, где указано, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, суд сделал вывод о недоказанности выделения администрации поселения денежных средств на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В результате налоговой инспекции было отказано в привлечении администрации к ответственности за нарушение срока представления сообщения о регистрации физического лица по месту жительства. Та же позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2007 г. по делу № А26-6974/2006-28.

Примечательно, что суд того же уровня в другом округе, наоборот, полностью игнорирует положения Закона № 131-ФЗ, ссылаясь на ст. 4 Закона № 5242-1 и положения Налогового кодекса, устанавливающие, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны в течение десяти дней сообщать о соответствующих фактах в налоговые органы (см. постановление ФАС Уральского округа от 4 сентября 2007 г. № Ф09-7217/07-С3 по делу № А50-670/07).

Доводы нижестоящего суда об отсутствии доказательств передачи администрации муниципального образования полномочий по регистрации физических лиц по месту жительства от федерального органа исполнительной власти и выделения ей на эти цели финансовых средств суд счел ошибочными, указав, что данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии обязанности, установленной законодательством Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *