Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начальник подразделения дознания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).
В качестве начальника органа дознания п. 17 ст. 5 УПК называет должностное лицо органа дознания, в том числе заместителя начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. К сожалению, в УПК не приведена отдельная статья, которая бы регламентировала полномочия начальника органа дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания разбросаны по разным статьям. В УПК отмечены следующие процессуальные полномочия начальника органа дознания: давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК); по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК); утверждать обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК).
Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.
Обязанности дознавателя ОВД – это служебные обязанности, которые должен осуществлять в соответствии с установленным законодательством дознаватель органов внутренних дел.
Основой любой судебной работы является предварительное расследование, а одним из способов предварительного расследования выступает дознание. Правовой основой дознания является Инструкция органов дознания.
В ходе дознания предусмотрены определенные действия: неотложные следственные, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, в соответствии с которым является обязательным производство предварительного следствия для выявления и фиксации следов и улик преступления, доказательств, которые требуют немедленного закрепления, изъятия, изучения; процессуальные действия; розыскные меры, или меры, которые принимает дознаватель, следователь, орган дознания для установления лица, которого подозревают в свершении преступления.
Процесс дознания заключается в следующем:
- принятие заявления с сообщением о преступлении и проверка действительности факта преступления;
- следственные действия по выявлению следов преступления, установление личности, преступившей закон до возбуждения уголовного дела;
- принятие решений по результатам расследования о возбуждении / не возбуждении уголовного дела;
- передача дела в суд, прокуратуру после выяснения всех обстоятельств по делу.
Помимо уже упомянутого выше различия (заключающегося в сложности расследуемых ими дел), между дознавателем и следователем существует еще целый ряд важных отличий. Их краткий перечень выглядит следующим образом:
- следователь имеет право забрать дело у дознавателя, а вот обратное — невозможно;
- в отличие от следователя, вся деятельность которого заключается исключительно в проведении следственных действий по расследуемому делу, у дознавателя гораздо больше работы — он также должен участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях, осуществлять профилактику правонарушений и т. д.;
- сроки ведения дознания и предварительного следствия (по делам, которые требуют такого следствия) также отличаются между собой — на предварительное следствие (а его могут проводить только следователи) дается максимум 10 дней, и оно не может быть продлено, на дознание отводится 30 суток, причем при необходимости его сроки могут быть пролонгированы.
В заключение данного раздела статьи, чтобы еще раз проиллюстрировать тот факт, что деятельность дознавателей отличается от работы следователей, можно упомянуть о том, что в системе органов внутренних дел России установлен даже отдельный праздник — День дознания МВД.
Что такое орган дознания?
В 24 пункте статьи 5 УПК РФ даётся определение понятия органа дознания. Им являются государственные органы и их представители, которые вправе производить дознание по уголовным делам, а также имеют специальные процессуальные полномочия.
Статья 40 УПК РФ уточняет, какие именно подразделения и органы правоохранительной системы в РФ выполняют функции дознания. К ним относятся:
- Органы внутренних дел РФ, включая подразделения ОВД, отвечающие за контроль над оборотом наркотических и психотропных веществ.
- Иные государственные подразделения, наделённые полномочиями вести оперативно-розыскную деятельность (на основании ФЗ №13 «Об оперативно-розыскной деятельности» от 1995 года). К таковым относятся ФСБ, таможенные органы, государственная охрана, внешняя разведка РФ и ФСИН.
- Федеральная служба судебных приставов.
- Надзорные органы Федеральной противопожарной службы.
Функции дознавателей и их полномочия строго определены и ограничены законом.
Комментарий к статье 40.1 УПК РФ
1. О круге должностных лиц, наделенных полномочиями начальника подразделения дознания, см. п. 17.1 ст. 5 настоящего Кодекса.
2. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в УПК урегулированы впервые. Он получил распорядительные полномочия, связанные с распределением обязанностей между дознавателями (п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи), право отменять решение дознавателя о приостановлении дознания, вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений дознавателя (п. п. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи).
3. Предназначение начальника подразделения дознания заключается в осуществлении текущего процессуального контроля за деятельностью подчиненных ему дознавателей в целях обеспечения эффективности и законности расследования уголовных дел.
4. Контролирующая деятельность начальника подразделения дознания не подменяет и не заменяет надзора прокурора в досудебном производстве, а органично способствует ему. Начальник подразделения дознания имеет возможность более оперативно руководить расследованием. В этой связи ему предоставлены права проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания (ч. 3 комментируемой статьи).
5. Указания начальника подразделения дознания в соответствии со ст. 40.1 УПК могут касаться наиболее принципиальных вопросов дела: направления расследования, производства отдельных следственных действий, избрания в отношении подозреваемого меры пресечения, квалификации преступления и объема обвинения.
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем.
Правило об обязательности исполнения указаний начальника подразделения дознания и невозможности приостановить их исполнение в связи с обжалованием ограничивает процессуальную самостоятельность дознавателя.
6. Полномочия уголовно-процессуального характера начальника подразделения дознания предназначены для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль может осуществляться как с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого начальника подразделения дознания (проверка материалов уголовного дела, дача указаний, принятие дела к своему производству), так и посредством обращения к прокурору. В частности, по ходатайству начальника подразделения дознания прокурор может отменить незаконные или необоснованные постановления дознавателя об отказе в возбуждении дела. В том же порядке начальник подразделения дознания может добиться отстранения подчиненного ему следователя от производства по делу.
К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.
Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.
Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.
Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
- производство процессуальных действий по делу;
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
- приостановление дознания;
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.
Форма предварительного расследования
Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования
О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.
Органы дознания и их полномочия в уголовном судопроизводстве.
Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК РФ).
Дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования – предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому предусмотренные законом полномочия органа дознания можно условно разделить на следующие группы:
– производство дознания как формы предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);
– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1–3 ст. 157 УПК РФ)[34];
– выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
.
Таким образом, деятельность органов дознания, как и всех остальных субъектов уголовной юрисдикции со стороны обвинения, носит досудебный характер.
Комментарии к статье 40 УПК
Главным признаком, характеризующим органы дознания, являются полномочия по выполнению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимается осуществление специальных, не процессуальных действий, имеющих разведывательную сущность. Целью этих мероприятий выступает получение информации о противоправном действии, совершившем его лице, а также источниках доказательств.
В ходе выполнения служебных обязанностей представитель дознания имеет право:
- проводить опросы граждан;
- наводить справки об интересных ему с точки зрения расследуемого правонарушения событиях или людях;
- собирать материалы для их дальнейшего направления на экспертизу;
- выполнять проверочные и контрольные закупки;
- исследовать предметы и документы;
- вести наблюдение за лицом или местом;
- обследовать здания, сооружения, ТС и участки открытой местности;
- контролировать почтовые и курьерские отправления, а также прочие сообщения;
- прослушивать телефоны подозреваемых;
- снимать информацию с каналов связи;
- проводить оперативное внедрение;
- проводить оперативные эксперименты.
Правом проведения перечисленных мероприятий наделены оперативные подразделения следующих государственных структур:
- ОВД.
- ФСБ.
- Федеральная государственная охрана.
- Таможенная служба.
- СВР.
- ФСИН.
- ФСКН.
Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).
К ним относятся (ст.
40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.
Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
- Полномочия:
- 1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;
- 2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;
- 3) проверять материалы уголовного дела;
- 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
- 5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела.
Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору.
Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме до–знания, а также иные полномочия, предусмот–ренные УПК (п. 7 ст. 5).
Правомочны (по должности) производить дозна–ние руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.
Полномочия: 1) самостоятельно производить след–ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уго–ловным делам, по которым производство предваритель–ного следствия не обязательно; 2) выполнение неотлож–ных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.
Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).
- Полномочия:
- 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);
- 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
- 3) давать следователю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
- 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
- 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
- 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;
- 7) продлевать срок предварительного расследования;
- 8) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
- 9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судеб–ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.
Начальник органа дознания
Начальник органа дознания — руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:
1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;
2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;
3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;
4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;
5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.
Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения». А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.
Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.
В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.
Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя, поддержание в суде государственного обвинения по поручению прокурора и т. п.).
Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. — М.: Норма, 2004. — С. 71-72.
Дознаватель, как и следователь, является сотрудником правоохранительных органов. Но перечень полномочий следователя гораздо шире. Следователь может давать письменные указания дознавателю, поручая ему выполнять ряд следственных действий. Он может возбудить производство по более широкому кругу составов, принять дело к исполнению, а также направить его по территориальности.
Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей. В компетенцию сотрудников, проводящих дознание, входят составы преступлений, имеющих сравнительно небольшую общественную опасность. Требования к уровню подготовки следователя более серьезные. Его функции в полном объеме не могут выполнять участковый или оперуполномоченный.
Дознание: термин, сущность, производство
Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).
Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.
Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.
Полномочием осуществлять дознание наделены:
На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.