Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности уголовной ответственности за фиктивную регистрацию граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ закреплен принцип гражданства, согласно которому граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства несут уголовную ответственность по УК РФ даже в том случае, когда они совершили преступление вне пределов РФ.
Комментарии к ст. 12 УК РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.
Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.
Имеющийся приговор — как обвинительный, так и оправдательный — иностранного суда в отношении российского гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего в Российской Федерации, за деяние, совершенное на территории иностранного государства, означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности по УК за это же деяние после его возвращения в Россию.
Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).
Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.
Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.
3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).
Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.
Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.
Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).
4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.
В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.
Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.
Принцип гражданства именуют также персональным или национальным принципом.
Принцип гражданства вступает в действие при наличии следующих условий:
- совершение преступления на территории иностранного государства;
- совершение преступления против интересов, охраняемых УК РФ;
- деяние признается преступлением по УК РФ, и при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления;
- в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
По смыслу ч. 1 ст. 12 УК РФ если гражданином РФ или постоянно проживающим в России лицом без гражданства за пределами РФ совершено деяние, которое:
- признается преступлением по закону места совершения деяния, но не признается преступлением согласно УК РФ, они могут подлежать ответственности по уголовному закону места совершения преступления, если будут привлечены к ответственности на территории иностранного государства;
- признается преступлением по закону места совершения деяния и по УК РФ, они подлежат ответственности по УК РФ;
- не признается преступлением по закону места совершения деяния, но признается преступлением согласно УК РФ, они подлежат ответственности по УК РФ.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
Запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства
Согласно нормам Конституции РФ, экстрадиция в России подозреваемых или виновных в совершении преступлений и осужденных лиц для исполнения приговора, касается лишь иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но проживаемых на территории Российской Федерации. Гражданин РФ не может высылаться за пределы страны, а также выдаваться другим государствам. Передача своих граждан — невозможна.
Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.
Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:
- стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
- придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
- не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
- ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
- противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.
Профилактические меры и борьба с нелегальной миграцией
К числу профилактических мер, способных значительно снизить темпы нелегальной миграции на территорию РФ, относятся:
- реформирование и создание четкой правовой базы регулирования различных миграционных процессов;
- введение визового режима с наиболее неблагополучными в плане нелегальной миграции государствами;
- ужесточение санкций для предпринимателей и организаций, использующих труд нелегальных мигрантов;
- повышение эффективности способов пограничного, а также миграционного контроля;
- совершенствование механизмов пресечения правонарушений;
- развитие международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией.
Что касается текущей ситуации, то в России были созданы горячие линии для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, куда можно сообщить о фактах нелегального пребывания мигрантов. Это существенно упрощает отслеживание подобного рода правонарушений.
Москва | (495) 694-85-23; (495) 694-88-00 |
Санкт-Петербург | (812) 318-26-75; (812) 318-26-76 |
В других городах желающие могут подать жалобу в региональное подразделение миграционной службы.
Правовое положение иностранцев в России
Преступления, совершенные иностранцами и против иностранцев – уголовное объединение разнородных акций по субъекту или непосредственному объекту преступного посягательства, позволяющее выявить некоторые особенности, характеризующие методику их раскрытия и расследования. При работе по делам этого рода следует учитывать правовой статус иностранца, возможный языковой барьер, некоторые психологические факторы: необычность обстановки для иностранца, недостаточное знакомство с образом жизни, правилами поведения, обычаями/традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане стран СНГ, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще «свои», что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен «своего» может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранцами в процессе дознания или предварительного следствия, консульских учреждений этих стран и т. п.
Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической – подданным). Иностранец должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ. Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательств принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом).
Другой комментарий к Ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. В ч. 1 ст. 12 УК РФ закреплен принцип гражданства. Принцип распространяется на строго определенный в законе круг лиц — это граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства.
2. Принцип гражданства действует при наличии определенных условий: а) совершение преступления на территории иностранного государства; б) против интересов, охраняемых УК; в) деяние признается преступлением по УК РФ (при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления); г) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
3. В ч. 2 ст. 12 УК РФ предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим). Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству России, если иное не предусмотрено международным договором. Данный принцип действует при совершении преступлений следующих категорий: а) против военной службы, б) общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан России. За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.
4. Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России. Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ в том случае, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) преступление направлено против интересов России, т.е. вред причинен интересам Российского государства, его гражданам и организациям.
5. Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера. К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.
Государственное регулирование незаконной миграции в РФ
Регулирование проблемы нелегальной миграции ведется на федеральном уровне. На данное время в России существует несколько документов, определяющих статус нелегалов и устанавливающих меры наказания для них. Таковыми нормативами, помимо УК (Уголовный кодекс) РФ, являются такие федеральные законы:
С 1.01.2014 иностранцы при безвизовом въезде вправе пребывать в России не дольше 90 дней на протяжении полугода. Раньше достаточно было выехать из страны, и новое пересечение границы начинало отчет следующих 90 дней. Правом безвизового режима обладают граждане некоторых бывших республик СССР. Срок пребывания варьируется от 30 до 90 дней (зависит от страны).
С 1.01.2019 для граждан отдельных стран СНГ пересечение границ России возможно лишь при наличии загранпаспорта. 10.01.2019 появились поправки в законодательство о нелегальной миграции. Соответственно им, незаконное пребывание на российской территории более 120 дней грозит нелегалу трехлетним запретом на въезд в РФ. При превышении срока пребывания более 180 суток — запрет накладывается на 5 (пять) лет, более 280 дней — на 10 (десять) лет.
Меры наказания для нелегальных мигрантов
Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.
Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.
Отличия депортации от выдворения
Обе процедуры имеют множество различий с юридической точки зрения:
- Процедуры депортаций иностранного гражданина со страны являются инструментами государственных воздействий, в то время как выдворения – разновидностями наказаний.
- Процедуры выдворения происходят на основах судебных решений, которым предшествуют рассматривания дел об административных правонарушениях. Что касается принятий окончательных решений процедуры депортации, то здесь их принимают руководители ФМС. При этом причиной такой процедуры могут стать основание того, что у иностранных лиц нет прав располагаться в стране.
- Выдвижение принятых решений о процедурах депортаций исполняются на протяжении пятидневного срока, а постановления о выдворениях после их вступлений в силу закона.
- Обратиться к судебному обжалованию решения можно совершить в любой срок. Что же касается решений обращений с жалобами то сроки немного отличаются: депортаций около трех месяцев, а выдворений около десятидневного срока.
Дисульфирам это наше все
История открытия вещества, которое используется в медикаментозной терапии, довольно интересна.
Эффект отравления алкоголем, начали наблюдать у рабочих, занимающихся вулканизацией на заводе покрышек.
Им банально становилось плохо, после выпитого стакана. Оказалось, что причиной тому, стало вещество, которое выделялось в производственном процессе.
Так, начал использоваться дисульфирам. Дисульфирам и его производные, это по сути основной компонент. Лежащий в основе любых средств, медикаментозного кодирования.
Принцип работы дисульфирама предельно прост и понятен. Он оседает в печени. После чего человек продолжает жить, как ни бывало. Но если, внутрь поступает этиловый спирт. То начинается реакция. И человек получает тяжелейшее отравление.
Именно так и работает любая медикаментозная кодировка.
Административная и уголовная ответственность иностранных лиц на территории рф
Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России. В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности. Нуфер Г. Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. №1. С. 245-248.
Привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина
Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.
Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:
- Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
- Были совершены в российском воздушном пространстве;
- Были совершены на судах, приписанных к российским.
Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.
Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.
Миграционный учет иностранных граждан: расширение уголовной ответственности
Если преступник представлен российским гражданином, то он никогда не будет передан другому государству. Но если у него имеется иностранное гражданство, то он подлежит экстрадиции при соблюдении всех условий. Процедура выдачи преступника делится на этапы:
- иностранное государство подготавливает специальный запрос, передающийся властям России;
- в запросе имеются сведения об организации, занимающейся расследованием преступления, а также отражается полная информация о преступнике, представленная его ФИО, регистрационным адресом, фотографией и другими данными;
- к запросу прикладываются разные судебные приговоры или постановления, а также другие документы, выступающие доказательством правомерности привлечения конкретного человека к уголовной ответственности;
- все документы, подготавливаемые государством, должны отвечать требованиям Минской конвекции и иных международных актов;
- запрос об экстрадиции подается в течение 40 дней с момента задержания преступника;
- страна, получившая документы, сначала детально их изучает, после чего принимается решение о возможности выдачи преступника;
- при одобрении просьбы выбирается оптимальная мера пресечения, а также согласуется дата и особенности выдачи;
- при необходимости подготавливается конвойное сопровождение;
- подозреваемый имеет право обжаловать выдачу другому государству, если нарушаются его гражданские права или отсутствуют веские доказательства его вины;
- жалоба подается в течение 10 дней после получения уведомления об экстрадиции;
- если российские власти отказывают в обжаловании решения, то допускается подать кассационную жалобу вышестоящим учреждениям.
Иногда Генпрокурор РФ предоставляет иностранным гражданам отсрочку или выдает их другому государству на временной основе, что обусловлено необходимостью проведения более тщательного расследования.
Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.
Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:
- страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
- нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
- прошел срок давности по нарушению;
- гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
- РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.
Как же проходит сама процедура экстрадиции? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.
Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура экстрадиции проходит так:
- В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
- Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
- Правоохранители избирают меру пресечения.
- Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
- Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
- Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
- Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.
Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.
Источники:
Оформление фиктивной регистрации наказывается по статье 322.2 УК РФ. Эта норма права предусматривает:
- Штраф до полумиллиона рублей.
- Принудительные работы до 3 лет.
- Лишение свободы до 3 лет.
Дополнительно к этому наказанию суд вправе наложить запрет на занятие некоторых должностей на конкретный период времени.
Третий пункт статьи 322.2 УК РФ содержит информацию о возможности освобождения от ответственности за фиктивную регистрацию. Это возможно при отсутствии состава преступления и в случае помощи в его раскрытии.
Судебная практика показывает, что не накажут:
- Тех, кто проживает в том же населённом пункте, где и прописаны.
- Имеют постоянную или временную регистрацию в Москве, Санкт-Петербурге или областях.
- Близких родственников и супругов собственника жилья, которые проживают с ним без регистрации.
Помощь в раскрытии фиктивной регистрации при отсутствии преступных намерений по отношению к другому участнику сделки также считается основанием для освобождения от наказания.