Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нарушения фиксируют камеры на дорогах?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
Правила установки и использования треног
Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.
Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:
- мобильные видеокамеры устанавливаются только в тех местах, где нет стационарного видеонаблюдения;
- нарушения ПДД должны фиксироваться и подкрепляться фотораспечатками;
- обслуживающий персонал сам обеспечивает доставку постановлений о наложении штрафа на конкретного нарушителя ПДД;
- услуги по установке и обслуживанию видеокамер оплачиваются из суммы уплаченных штрафов за зафиксированные нарушения ПДД (фиксированный процент).
При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.
Хит сезона — радары-треноги и другие частные камеры
Разрешая частникам заниматься видеофиксацией автомобильного скоростного движения на трассах, правительство осознанно создало уникальный вид коммерции. Установленная тренога на обочине дороги, где водители часто превышают допустимую скорость, приносит владельцу камеры неплохой доход в виде процентов штрафов, наложенных на водителей-лихачей.
Многие нарушители нарекают, мол, с опоздание приходят по интернету извещения о наложенных штрафных санкциях. Объясняется феномен неторопливой обработкой материала, который сняли с камеры, свидетельствующего о совершении административного правонарушения. Сроки отчасти затягиваются в силу огромной территории Российской Федерации. Представьте географический масштаб государства, составляющего 1/6 часть Земли. Россия по территории еле ворочается между полюсами.
Государство инициирует установку частных камер
Согласно профильным статьям КоАП РФ государство заинтересовано в том, чтобы устанавливать дополнительные фиксаторы скорости автомобилей на опасных участках автострад. Практика показала, что это занятие создало еще один вид коммерции, выгодный и владельцам видео комплексов и государству.
Штрафы за нарушения ПДД идут в казну, процентные отчисления получают владельцы видео фиксаторов. Нарушений — миллионы. Частники, установившие камеры треноги на всевозможных дорогах, заинтересованы, чтобы нарушений было в разы больше.
Нововведения в России традиционно трансформируются в продукт, нежелательный социуму. Выразить сущность феномена можно словами бывшего премьер министра страны Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели, как лучше, но получилось, как всегда».
По последним сведениям ошибки, допускаемые аппаратурой, фиксирующими скорости автомобилей, стали критическими. Депутаты подготовили законопроект, призванный отменить приватным лицам практику производить замеры скорости автотранспортных средств на дорогах России. Ликвидации концессий депутаты требуют не первый раз. Предлагают постепенно передавать полномочия государству ставить видео фиксаторы.
Камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения
На основании Административного регламента МВД РФ при контроле за дорожным движением могут использоватся стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях, а также передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.Камеры видеофиксации должны быть хорошо видны с дороги и не должны быть спрятаны за препятствиями (в кустах, за столбами, за автомобилями и так далее). В приказе МВД РФ №185 от 2009 года — «работа ГИБДД должна быть открытой и прозрачной». В обратном случае вы можете обжаловать штраф в суде, но для этого тогда необходимо будет позаботиться о доказательной базе (фотографии, данные видеорегистратора, свидетели и так далее).
Что касается вопроса об отсутствии знака 8.23 «Фотовидеофиксация», то здесь ситуация спорная и противоречивая. До сих пор отсутствует единый документ для единых правил фотовидеофиксации. В ГОСТ Р 52289-2004 («Дорожные знаки») говорится только о стационарных системах фотовидеофиксации и переносные камеры-треноги сюда не относятся. Поэтому документа, на основании которого необходим данный дорожный знак в России пока нет. То есть получается, что при использовании передвижных средств автоматический фотовидеофиксации дорожные знаки и разметка не требуется.
Какие нарушения фиксируют треноги на трассе
Внимание Все транспортные средства, превысившие порог скорости, автоматически фотографируются.
А данные копятся в памяти прибора, после чего передаются по радиоканалу на мобильный пост ДПС. На фотографиях четко виден автомобиль, дата и время снимка, скорость движения. «Кордон» Фоторадарный комплекс занимается измерением скоростного режима транспортных средств и автоматическим выявлением нарушений, которые передаются по каналам связи на сервер центра обработки данных.
Какие бывают камеры автоматической видеофиксации нарушений и как они работают?
На дорогах РФ может быть установлено несколько видов таких камер. Далее рассмотрим самые распространённые марки: Видеоустройство «Стрелка» распознаёт ТС, которые запрограммированы в его памяти. В идеальных условиях прибор видит цель за 400-500 метров, причём не одну, а несколько десятков сразу.
За это время фиксируется правонарушение, затем видеокамера отслеживает машину.
Проблемы установки треног
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
- камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
- искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
- маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
- устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
- не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Можно ли оспорить штраф с треноги?
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
- чтобы обезопасить себя от неудачи, лучше собрать всю необходимую информацию и обязательно запросить видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Если нарушения нет – смело обращайтесь в ГИБДД за разъяснениями, а затем в суд.
- Попробуйте повторно проехать по участку дороги, где видеокамера зафиксировала ваше нарушение и видеорегистратором отследите расстановку дорожных знаков. Если она показывает, что вы не нарушали ПДД, обращайтесь в ГИБДД.
- Уточните место установки камеры и сверьте его с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса визуальная «картинка» не совпадают – это мошенничество и нарушение ваших прав, и можно оспорить постановление в суде.
- оплатите половину штрафа и затем подавайте иск с обжалованием вынесенного постановления. В этом случае, правда, будет волокита с возвратом уже уплаченной суммы.
- обратитесь на сайт ГИБДД с жалобой или отправьте жалобу обычной почтой в отделение ЦАФАП.
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).
О частных видеофиксациях
Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ.
Так как камеры на «треногах» устанавливают временно, то никаких дополнительных обозначений не требуется.
Наверняка, многие водители наблюдали на обочинах дорог камеры на треногах. Но далеко не все догадываются, что охраной этих аппаратов занимаются не сотрудники ДПС, а частные лица, которые передают данные о нарушениях в пункты ГИБДД и получают свои проценты от выписанных штрафов.
Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах.
Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.
Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. А отследить, кем было зафиксировано нарушение сотрудниками ГИБДД или частными лицами невозможно.
Можно ли получить штраф за не пристегнутый ремень с камеры в 2022 году?
Да, можно. За то, что вы не пристегнулись за рулём могут наказывать не только сотрудники ГИБДД, но и комплексы автоматической фиксации нарушений. Камеры делают до 25 высококачественных снимков, а затем с помощью реперных точек определяют, пристёгнут ли водитель во время движения.
Первые камеры на ремни заработали в Москве и Подмосковье. Далее к фотофиксации нарушений ПДД подключились ЦАФАП в Татарстане, Тамбовской области и Перми. Планируется, что со временем настроенные комплексы будут работать во всех регионах России.
Но за что именно грозит штраф? Согласно п. 2.1.2 ПДД, обязанность любого водителя пристегнуться самому и проверить, зафиксированы ли ремни безопасности у пассажиров транспортного средства. Водители мотоциклов перед началом движения обязаны надеть и застегнуть мотошлем. И если обязанности не соблюдаются, то нарушителям в 2022 году грозит штраф с камеры.
Государство инициирует установку частных камер
Согласно профильным статьям КоАП РФ государство заинтересовано в том, чтобы устанавливать дополнительные фиксаторы скорости автомобилей на опасных участках автострад. Практика показала, что это занятие создало еще один вид коммерции, выгодный и владельцам видео комплексов и государству.
Штрафы за нарушения ПДД идут в казну, процентные отчисления получают владельцы видео фиксаторов. Нарушений — миллионы. Частники, установившие камеры треноги на всевозможных дорогах, заинтересованы, чтобы нарушений было в разы больше.
Нововведения в России традиционно трансформируются в продукт, нежелательный социуму. Выразить сущность феномена можно словами бывшего премьер министра страны Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели, как лучше, но получилось, как всегда».
По последним сведениям ошибки, допускаемые аппаратурой, фиксирующими скорости автомобилей, стали критическими. Депутаты подготовили законопроект, призванный отменить приватным лицам практику производить замеры скорости автотранспортных средств на дорогах России. Ликвидации концессий депутаты требуют не первый раз. Предлагают постепенно передавать полномочия государству ставить видео фиксаторы.
Кто отвечает за работу камер
Когда в 2008-2009 годах в России появились первые камеры, их закупало и устанавливало государство за счет бюджета. К середине 2010-х годов стало понятно, что система фото- и видеофиксации нарушений ПДД – настоящая золотая жила, и чем больше камер, тем больше денег можно заработать на дорогах.
По сути, водители оплачивали штрафы, как правило, без всяких претензий – и воспринимали их как своего рода плату за проезд по дороге. Государственным деятелям такая система явно понравилась, и ее было решено расширять.
Проблема была одна – на покупку камер и их обслуживания нужно было много денег. Решение нашли, им стала модель государственно-частного партнерства в виде концессии.
Схема была такая: частные компании устанавливают и обслуживают комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, а деньги за это получают как часть от штрафов, которые выносятся благодаря камерам. Сама по себе модель достаточно прогрессивна и используется во многих странах, и не только в дорожных камерах: так работают и платные дороги.
Когда система начала полноценно работать, в ней нашли некоторые изъяны. Так как компании-операторы получают определенную сумму от каждого штрафа, они стали согласовывать камеры не в местах с высокой аварийностью, а там, где водители чаще всего нарушают.
Автомобилистам на заметку
Для того, чтобы не попасться на один из радаров, водителям желательно придерживаться простых правил:
- соблюдайте ПДД независимо от того, по какой дороге вы едете;
- приобретите собственный видеорегистратор, который позволит вам отстоять свою позицию при возникновении проблем;
- не отвечайте на провокации инспектора, если он начинает вас шантажировать и не соглашайтесь на взятку. Если вы все-таки нарушили ПДД, то нужно оплатить штраф в официальном порядке;
- воспользуйтесь радар-детекторами. Эти устройства позволяют отслеживать камеры видеофиксации. К сожалению, многие современные камеры научились обходить эти детекторы.
Проблему с камерами видеофиксации сложного назвать решенной. Водители, вынужденные отстаивать свои права, обращаются в суд и нередко проигрывают его. Однако разработка ГОСТов и попытки государства бороться с вседозволенностью частников и инспекторов побуждают верить в грядущие перемены.
Какие нарушения фиксируют камеры на дорогах?
Любопытно, что проблема частных камер не касается Москвы: в столице камеры либо принадлежат городу, либо взяты в аренду. Но в Московской области и в целом по стране — ситуация иная.
Они показывают лишь цифры (скорость объекта, попавшего в прицел), и никакой привязки к конкретному автомобилю нет. А это уже повод для несогласия водителя — так можно любого в нарушители записать.
Таким образом, общая погрешность с учетом неправильной установки может достигать 7 км/час. Можно ли оспорить штраф с неправильной установленной камеры? Пока лишь в теории, поскольку в этом случае придется доказать в ГИБДД или в суде, что датчик был установлен с нарушением.
В недалеком будущем планируется внесение изменений в правила размещения переносных комплексов. В марте текущего года было внесено предложение о введении временного дорожного знака «Комплекс фотоконтроля», который должен устанавливаться за 150-300 м от установленной треноги.
Ограждения невысокие, и их практически не видно из-за других автомобилей. Перестраиваешься, выезжаешь на вроде бы пустой участок дороги, и сшибаешь деревянное ограждение.
Какие правила обязаны соблюдать сотрудники мобильных комплексов
Эти треноги, которые размещают где и как попало, — настоящий бич российских трасс. В конце июня на заседании Госсовета Путин предложил «прекратить прятать камеры на дорогах», а 19 июля поручил отменить штрафы за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные скрытыми камерами. Но, правда, до сих пор непонятно, как это указание будет действовать. Что же касается переносных камер, то требований по обязательному предупреждению водителей на сегодня попросту нет. Использовать их можно где угодно.
Они малозаметны, непредсказуемы и безжалостны. Если координаты стационарных комплексов видеофиксации знают даже автомобильные навигаторы, то мобильные камеры на треногах могут появиться где угодно, в том числе в зоне действия временных знаков. Они используются для фиксирования скоростных вольностей, и традиционно вызывают массу вопросов у автомобилистов.
На условиях соглашения и с соблюдением ГОСТов субъекты вправе размещать на дорогах частные камеры. Фирмам выгодно фиксировать как можно большее число нарушений с помощью установленных средств видеофиксации. За это причитаются солидные проценты от выплаченных нарушителями штрафов или же фиксированная плата, утвержденная за фиксацию 1 нарушения.
Однако единые правила установки треноги на дороге в 2021 году не разработаны, нет единого свода правил применения средств фотовидеофиксации на дорогах. Существует ГОСТ Р 52289-2004 по дорожным знакам, но в нем данные переносные средства фиксации не указаны.
Есть основания утверждать, что закон о камерах видеофиксации все же будет принят, но в 2020 году. Изменению текущего положения также способствуют массовые протесты водителей, описанные в СМИ. Они идут порой на крайние меры в борьбе с несправедливым, по их мнению, привлечением к административной ответственности.
Индивидуальным предпринимателям в 2021 году разрешено устанавливать камеры треноги на дорогах в потенциально опасных местах.
Для камер стационарной установки, монтируемых на столбах, характерной чертой становится наличие хорошего оборудования.
Поучительно начать эту часть повествования с утверждения гениального писателя Николая Васильевича Гоголя, писавшего: «И какой русский не любит быстрой езды…». В годы его жизни речь шла о лошадиных тройках. Сегодня обсуждается жизнь человека, окруженного сонмом автомобилей, в двигателях которых гарцуют миллиарды лошадиных сил.
Мобильное оборудование фотофиксации хоть раз на дороге видел каждый и принадлежит оно не полиции, а частным организациям, которые работают в «тандеме» с ГИБДД (часто по заключенному договору между организациями). Так, камера на треноге фиксирует нарушение, информация передается автоинспекторам, которые и наказывают нарушителей.
Водители уже давно убедились, что их ставят не там, где нарушение скоростного режима грозит ДТП, а там, где водителя легче поймать на минимальном превышении. Некоторых из шоферов эта методика настолько возмущает, что они пытаются бороться с «барыгами» не совсем легитимными методами.
Такие модели отличаются небольшими габаритами, что позволяет их использовать из автомобиля инспекторов ГИБДД или удерживать вручную на дорогах. Иногда они монтируются в общественном транспорте и фиксируют незаконные действия среди пассажиров, а также позволяют определить нарушителей.
Ни один радар-детектор не поможет при замере инспектором скорости ручным прибором, а также, если будет создан прибор, который измеряет скорость машины только при определении движения в области измерения. Если будет создан переносной прибор на базе «Кордона» и грамотно установлен, то на данный момент ни один радар-детектор с большой долей вероятности может его и не взять.
Многие из таких устройств бывают как стационарными, так и передвижными. Первые имеют большую точность и лучший спектр действия. Более подробную информацию, какие нарушения фиксирует тренога на дороге, можно получить из инструкции по эксплуатации.
По предположениям смолян, кто-то из водителей решил сбить камеру. В Сети даже опубликовали снимки с места происшествия. На кадрах отчетливо видно, что тренога валяется на обочине, а на место уже прибыли стражи порядка, которые, по словам очевидцев, оформляет данное нарушение.
Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
- камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
- искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
- маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
- устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
- не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
- чтобы обезопасить себя от неудачи, лучше собрать всю необходимую информацию и обязательно запросить видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Если нарушения нет – смело обращайтесь в ГИБДД за разъяснениями, а затем в суд.
- Попробуйте повторно проехать по участку дороги, где видеокамера зафиксировала ваше нарушение и видеорегистратором отследите расстановку дорожных знаков. Если она показывает, что вы не нарушали ПДД, обращайтесь в ГИБДД.
- Уточните место установки камеры и сверьте его с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса визуальная «картинка» не совпадают – это мошенничество и нарушение ваших прав, и можно оспорить постановление в суде.
- оплатите половину штрафа и затем подавайте иск с обжалованием вынесенного постановления. В этом случае, правда, будет волокита с возвратом уже уплаченной суммы.
- обратитесь на сайт ГИБДД с жалобой или отправьте жалобу обычной почтой в отделение ЦАФАП.
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).
Использование треног базируется на норме кодекса об административных правонарушениях, где в ст. 2.6.1. указано, что допускается фиксация правонарушений с использованием специальных техсредств. Таким образом, в кодексе прямо указано, что фиксирует тренога: нарушение правил дорожного движения. Это основная задача применения данного средства.
Почему же треноги никак не обозначаются на дорогах? Полномочия по установке предоставляются на основании концессионного соглашения в соответствии с ФЗ-115 от 21.07.2005г., однако в данном документе устанавливаются права и обязанности по поводу установки и сбора штрафов. Правила использования спецсредств должны быть утверждены на законодательном уровне.
Однако единые правила установки треноги на дороге в 2021 году не разработаны, нет единого свода правил применения средств фотовидеофиксации на дорогах. Существует ГОСТ Р 52289-2004 по дорожным знакам, но в нем данные переносные средства фиксации не указаны.
Таким образом, в данный момент существуют следующие проблемы применения треног:
- установка передана в частные руки, а владельцы материально заинтересованы в увеличении количества правонарушений;
- нет единых правил использования треног,, часто они устанавливаются и на гражданских машинах, что не запрещено Административным регламентом МВД РФ;
- треноги не обозначаются на дорогах, устанавливаются с целью повышения коммерческой выгоды от их установки.
Законно ли выставление камер фотовидеофиксации без соответствуещего знака?
Сонмы аппаратуры, что гроздями свисают с каждого мало-мальски пригодного для установки оной столба, не позволят проскочить даже мыши:
- нарушение скорости
- нарушение разметки
- поворот из неположенной полосы
- пересечение стоп-линии
- встречка
- обочина
- автобусная полоса
- и, конечно же, запрещающий сигнал светофора
Камеры средней скорости на дорогах научились вычислять тех, что предпочитали притормаживать перед «инспектором на столбе» и отрываться на участке между двумя. Каждый пешеход, что разговаривал по телефону или ждал попутку близ «зебры», теперь платный, а недавно взялись за «святое»: ремень безопасности.
Камеры постоянно обучаются, используя в том числе нейросеть, поэтому список фиксируемых нарушений регулярно расширяется.
Штраф за общение без специального снаряжения – гарнитуры или встроенных в магнитолу «свободных рук» — решение отнюдь не инновационное, весь Старый Свет давно уже познал это правило через «кнут».
Другое дело – как аппаратура будет отличать телефон от очечника, пачки сигарет или, например, выносного жесткого диска, с которого вот-вот заиграет музыка? Или их тоже теперь нельзя трогать в движении? А как насчет солнцезащитного козырька? Можно ли за ним спрятаться?
Применение камер видеофиксации приводит к злоупотреблениям со стороны инспекторов. Причиной такой вседозволенности является отсутствие в законах РФ однозначных правил по установке и использования радаров. КоАП РФ поверхностно касается фиксаторов и содержит такую информацию:
- показания камер должны отражаться в протоколе о нарушении правил ПДД;
- если камера была установлена незаконно, то получаемые через нее сведения недействительны;
- стационарные средства автоматической фиксации сопровождаются специальными знаками.
Требования к радарам и порядок их применения не имеют исчерпывающего описания. Обрывочные сведения о них в различных законах подчас противоречат друг другу.
Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 – 3 000 000 рублей.
Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.
Главным требованием законодательства к радару является его видимость. Перед такими устройствами должны устанавливаться предупреждающие знаки. На практике сотрудники ГИБДД не только игнорируют это правило, но и скрывают камеры. При желании, водитель имеет право доказать в суде незаконное расположение камеры.
Радар осуществляет контроль прямолинейных участок от 50 до 60 метров. Инструкция по эксплуатации этого устройства определяет расстояние, на котором датчик должен быть удален от проезжей части:
- 5 метров для 3 и 4 полос;
- 9 метров для 2 и 3 полос;
- 13 метров для 2 полосы;
- 17 метров для 1 полосы.
Справка. Все операторы обязаны располагать свидетельством о проверке прибора. Также у них должен быть документ, в котором указывается место расположения камеры, подтвержденное ГИБДД.