Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зарегистрировать прицеп для легкового автомобиля в ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сложней всего зарегистрировать легковой прицеп, если он находится во владении без документов, подтверждающих факт его законного приобретения. Для этого потребуется восстанавливать хотя бы минимальный набор свидетельств на устройство.
Как поставить на учёт прицеп к легковому автомобилю без документов и без номера?
В первую очередь нужно составить договор купли-продажи на прицеп и заверить его у нотариуса. В качестве «продавца» лучше привлечь кого-то из близких (брата, сестру, маму, папу или друга), т.к. де-юре договор этот будет фиктивным, а далее с ним придется обращаться в суд.
Затем потребуется найти у себя или через интернет инструкцию по эксплуатации имеющегося вида прицепов. Если она найдена в интернете, следует распечатать.
Потом нужно в общем порядке заплатить государственную пошлину и отправиться в ГИБДД с заявлением о проведении регистрации. В проведении процедуры с большей долей вероятности отказано, т.к. у заявителя отсутствует справка-счет. На руки следует получить официальный письменный отказ, где обозначено, что владельца по имеющимся данным установить невозможно.
Следующий этап – подача искового заявления в мировой суд по месту жительства. Желательно составление иска доверить профессиональному юристу.
В назначенный день судья выслушает заявления истца и «продавца», который должен подтвердить факт продажи прицепа к легковому автомобилю. Здесь можно заявить, что бывший «хозяин» приобрел его давно и не пользовался, поэтому документация была утеряна.
Затем судья сделает запрос в ГИБДД относительно возможной постановки на учет данного прицепа ранее. Ответ придется ждать около месяца. Если в ответе будет информация, что прицеп ранее не регистрировался и правовых препятствий для его эксплуатации не имеется, суд признает истца законным владельцем.
Судебное решение вступит в силу через месяц. Далее владелец обращается в отделение ГИБДД с заявлением о постановке на учет, представляя следующие документы:
- Копию судебного решения.
- Договор купли-продажи.
- Инструкцию по эксплуатации ТС.
- Копии общегражданских паспортов обеих сторон сделки.
Процедура прохождения регистрации легкового прицепа в ГИБДД в остальном стандартная.
Регистрация самодельного прицепа
Это не самое перспективное дело с экономической точки зрения, иногда узаконить самодельный прицеп стоит также как купить новый. Есть только один законный путь, как зарегистрировать самоделку, но по самым скромным подсчетам он обойдется в районе 20-75 тысяч рублей.
Покупаем старый б/у прицеп с документами, ставим его на учет и берем разрешение на переоборудование в Госавтоинспекции. После этого требуется пройти сертификацию ТС и получить заключение о безопасности. Занимаются данными процедурами лишь несколько институтов, фондов сертификации и НАМИ. Если все испытания вашего самодельного прицепа пройдут успешно его можно поставить на учет, а точнее зарегистрировать изменения и ездить с ним не нарушая требований законодательства.
Других способов регистрации самоделки не существует: можно сколько угодно читать форумы, где гаражные кулибины покупают поддельные документы, перебивают номера, приваривают таблички от других прицепов — этот путь заведомо ложный и предусматривает уголовную ответственность.
Как поставить на учёт прицеп к легковому авто через Госуслуги
Для людей, умеющих пользоваться компьютером вопрос как зарегистрировать прицеп решается довольно просто, через интернет. Конечно, без личного визита в РЭО ГИБДД не обойтись, но сэкономить время и деньги вполне возможно.
Для этого есть сервис по предоставлению гос. услуг. Перечень возможностей у него довольно большой. Можно и к доктору на приём записаться можно и прицеп на учёт поставить. Адрес у этого замечательного ресурса легко выдаёт любой русскоязычный поисковик.
Чтобы воспользоваться услугами этого сервиса, надо иметь личный кабинет пользователя, т. е. зарегистрироваться на портале и получить доступ. Процесс регистрации займёт некоторое время.
Для этого надо зайти на портал, выбрать страничку для физ. лиц или юр. лиц. В правом углу будет окно «Войти» «Зарегистрироваться». После заполнения личных данных придёт на почту код активации. После активации портал госуслуг в вашем распоряжении.
Можно ли регистрировать
Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.
Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.
Регистрация самодельного прицепа: порядок действий
Автоприцеп может быть собран самостоятельно, но тоже должен быть оформлен в Госавтоинспекции. Обязательный документ – технический паспорт. Агрегаты, изготовленные самостоятельно, техпаспортов не имеют. Это усложняет задачу автомобилисту и продлевает процесс постановки на учет. Перед обращением в МРЭО владелец должен получить свидетельство, подтверждающее безопасность эксплуатации самодельного транспортного средства на дорогах.
Необходимо обратиться в специализированный сертификационный центр, предоставить прицеп для осмотра и тестирования. Специалисты проверяют ТС и выдают заключение. Если транспорт безопасен, его направляют на технический осмотр, выдают свидетельство и допуск к эксплуатации. Только после этого можно подавать заявление в ГАИ на регистрацию автоприцепа.
Основные требования для регистрации самодельного прицепа
Чтобы экспертиза выдала акт заключения о надлежащем качестве самодельного прицепа необходимо быть максимально осведомленным, каким параметрам он должен отвечать.
- Необходимо придерживаться четких габаритов, которые не должны превышать таких параметров, как: длина – 12 м, высота – 4 м, ширина – 2.5 м. Автопоезд не должен в общем превышать длину в 18.3 м.
- Легкие прицепы должны иметь массу не более 750 кг. В тормозной системе для такого транспортного средства нет необходимости. Средние прицепы должны иметь массу не более 3 500 кг. В таком случае они должны быть оснащены инертными тормозами. Максимальный вариант прицепа должен иметь массу не более 10 000 кг, с тормозами постоянного действия.
- Обратите внимание, что колеса в самодельном прицепе должны быть строго одинаковыми, и не выступать за общие габариты прицепного устройства. На средних и больших прицепах колеса должны меняться в зависимости от сезона, точно также, как и в любом автомобиле.
- Первым, чем необходимо заняться, это обращение в лабораторию, для проведения процедуры получения освидетельствования, так как такое мероприятие является самым сложным и может занять продолжительное время. По средствам такая экспертиза обойдется дороже всего.
- Обязательно сохраните чеки с покупок запчастей для самодельного прицепа и приложите их к общей документации. Опишите в заявлении четкий перечень всех элементов, используемых в конструкции прицепа, а также обязательно впишите пункт, что сварщик обладает необходимыми знаниями и ознакомлен со всеми нормативами, и правилами по созданию подобных транспортных средств. Сделайте качественные фото прицепа, ступицы, и всех узлов самодельного устройства крупным планом.
- Если вы все сделали, то остается только ждать положительного результата. Если конструкция не имеет каких-либо отклонений от норм и требований вскоре вы получите свидетельство.
- Теперь это отправная точка для дальнейшей процедуры регистрации. Обратитесь повторно в ГИБДД, и приложите сертификат к основной документации.
- Теперь необходимо произвести оплату пошлины, и ждать готовые документы.
Процедура постановки на учёт
Перед тем как зарегистрировать свой самодельный прицеп, требуется детально изучить все аспекты этой процедуры. Сейчас она заметно упростилась. Ранее требовалось обращаться лишь в ГИБДД по месту регистрации автомобилиста. Теперь же можно посетить отделение по месту жительства без привязки к регистрации.
Постановка на учёт осуществляется через такие структуры:
- ГИБДД.
- МФЦ.
- Госуслуги.
Но всё равно основным ведомством остаётся ГИБДД. Полностью дистанционно завершить регистрацию не получится. Потребуется посетить отделение ГИБДД, и зайти в отдел регистрации ТС.
Процедура регистрации самодельных прицепов состоит из нескольких этапов:
- подготовка документов;
- прохождение экспертизы;
- оплата услуг;
- получение документов.
Каждый этап требует отдельного рассмотрения.
Алгоритм получения государственного номера достаточно прост, включает в себя всего несколько этапов. Основополагающим документом, на который необходимо будет ориентироваться в рассматриваемом случае, является «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».
Существует достаточно большое количество различных нюансов, связанных именно с данным нормативным документом. Нарушение положений его попросту недопустимо.
В соответствии с обозначенным выше нормативным документом все без исключения прицепы подлежат регистрации в государственных органах. Это самое главное отличие прицепов от двухколесных транспортных средств.
Далеко не все подобные технические средства необходимо регистрировать в соответствии с законодательными нормами.
Для проведения регистрации необходимо будет в обязательном порядке собрать некоторый перечень документации.
В него входят следующие:
- паспорт гражданина РФ – или заменяющий его документ в случае отсутствия (перечень таких допустимых документов отражается в законодательстве);
- паспорт транспортного средства – ПТС (обязательно необходимо получить даже в случае, если ранее он отсутствовал или прицеп изготовлен собственными руками, самодельный);
- договор купли-продажи прицепа (формат его полностью аналогичен автомобильному);
- транзитные номера в случае, если таковые ранее к данному прицепу выдавались;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины;
- заявление о постановке на учет соответствующим образом;
- страховой полис ОСАГО, разрешающий управление транспортным средством с присоединенным к нему автомобильным прицепом – подобное необходимо не для всех прицепов.
Так как процесс постановки прицепа на учет полностью аналогичен алгори, то все действия по регистрации нужно будет осуществить в течение следующих 10 суток после приобретения.
В случае невыполнения данного требования будет иметь место наложение достаточно серьезного штрафа.
После подачи всех требуемых документов сотрудники дорожной инспекции осуществят процедуру проверки прицепа на безопасность, а также некоторые иные в соответствии с регламентом действия.
По окончании регистрации в обязательном порядке выдается:
- номер государственной регистрации;
- перечень регистрационных документов (свидетельство о регистрации, паспорт технического средства – если по какой-то причине ранее он отсутствовал).
Итак, прицеп выбран и куплен. Но эксплуатировать его пока нельзя. Можем сразу развеять сомнения по поводу того, нужно ли ставить на учет прицеп для легкового автомобиля. Обязательность процедуры и порядок ее проведения определена новыми Правилами государственной регистрации ТС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.19 N 1764, и Законом № 283 от 03.08.18 (ред. от 30.07.19) “О государственной регистрации транспортных средств …”.
Регистрации подлежат любые автоприцепы, вне зависимости от массы, размера, назначения или производителя.
Это для тех автовладельцев, которые пытаются узнать, какие прицепы не подлежат регистрации в ГИБДД. Беглого взгляда на положения названных выше актов достаточно, чтобы понять одно: придется регистрировать, иначе ждут штрафные санкции.
Нужен ли техосмотр прицепа для легкового автомобиля
Автомобиль – это средство повышенной опасности, а прицеп для машины – это составляющая её конструкции, причём свободно закреплённая. Когда собственником эксплуатируемого прицепного средства является юридическое лицо, техническая диагностика его исправности – это обязательное условие. Если же возраст ТС не превышает 3 лет с момента его приобретения, предоставлять его на техосмотр не нужно.
Почему же тогда техосмотр обязывают проходить именно юр. лиц? Ответ на этот вопрос очевиден. Если владельцем агрегата является частник, он, как правило, всегда следит за его техническим состоянием. Юридические лица, как показывает практика, напротив, нещадно эксплуатируют прицепные автомобильные установки для осуществления какого-либо бизнес-процесса. Поэтому они очень быстро выходят из строя и требуют ремонта. Именно поэтому организации и компании обязывают регулярно проверять исправность автоприцепа.
Техосмотр прицепного устройства автомобиля необходим не во всех случаях. Если его владельцем выступает частное лицо, то проходить диагностику нет необходимости. Однако это правило действует только для легковых прицепов массой до 3,5 т. Такие агрегаты не нуждаются в регулярном прохождении техосмотра.
Если же вес автоприцепа превышает 3500 кг, он подвергается диагностике в соответствии с действующим законодательством.
Полезно знать! Владелец прицепа должен зарегистрировать его в ГИБДД в течение 10 дней с момента его приобретения.
До 16-ти не регистрировать
Все это прописано в порядке регистрации тракторов и самоходных машин, который утверждается постановлением правительства. Подкомиссия по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы поддержала проект этого документа.
Напомним, с 1 января 2021 года вступил в силу закон о регистрации транспортных средств. Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев напомнил, что согласно статье 28 этого закона решение вопросов, касающихся государственной регистрации самоходных машин, прицепов и других видов техники, принимается органами государственной власти субъектов РФ. Порядок такой регистрации устанавливается правительством. Для этого и потребовалось новое постановление правительства.
Правовые основы эксплуатации автотранспорта эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»
В соответствии с этим документом вся подобная техника должна регистрироваться в региональных органах Гостехнадзора. Здесь ничего не изменилось.
Но по аналогии с обычными автомобилями, когда документ вступит в силу, нельзя будет поставить на учет трактор или снегоход за несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста. Если ему на праве собственности принадлежит такая техника, то ставить на учет ее нужно за одним из родителей или за опекуном.
Сделано это потому, что те, кто не достиг 16 лет, не могут нести административную ответственность. Многие несознательные граждане этим пользовались, регистрируя автомобили и тракторы на несовершеннолетних. Но для автомобилей такая возможность была пресечена начиная с 1 января, а для тракторов и самоходок — только с момента вступления в силу этого постановления.
Регистрации подлежит только та самоходная техника, на которую оформляются паспорта самоходных машин
Второй важный момент также изменен по аналогии с обычными автомобилями. Зарегистрировать снегоход или трактор можно только за одним лицом. Даже если по документам эта самоходка принадлежит нескольким, в регистрационных документах будет указан только один владелец. Это связано с тем, чтобы в случае какого-либо нарушения было понятно, кому предъявлять претензии.
Трудно представить, чтобы в лесах, полях и прочих местах обитания этой техники за соблюдением правил следили камеры, которые выносят в автоматическом режиме штраф собственнику технику. Но можно предположить, что трактор может использоваться в городе, а его водитель нарушить правила. Не превысить скорость, но развернуться в неположенном месте или без уважительных причин двигаться во встречном направлении.
А вот добиться полной экстерриториальности регистрации этой техники по аналогии с автомобилями не получилось. Ее можно ставить на учет по месту пребывания независимо от места регистрации собственника в пределах одного региона. Это связано с тем, что органы Гостехнадзора — региональные.
Третий важный момент. В документе четко прописано, какую технику нужно ставить на учет в органах Гостехнадзора. Напомним, что согласно действующей формулировке статьи 28 закона о регистрации ставить на учет необходимо самоходные машины и другие виды техники и прицепы к ним при условии, что они имеют двигатель. При этом не важно, какая у этого двигателя мощность. То есть регистрировать надо было бы велосипеды с подвесным двигателем, самоходные газонокосилки, детские электромобили, моноколеса и всю садовую технику, которая может передвигаться.
Регистрация самоходной техники в Гостехнадзоре
В этом случае, прежде всего, надо напомнить всем участникам движения, что в нашей стране абсолютно все транспортные средства ТС , передвигающиеся по трассам, должны быть зарегистрированы в официальном порядке. Поскольку прицеп, даже самый легкий, является видом ТС, обязательно регистрируйте его в установленные сроки, если не хотите иметь проблемы с полицией и платить штрафы. Постановка на учет буксируемого транспорта является обязательной, но не сложной стандартной процедурой. Последнее время данная процедура стала значительно легче и проводится достаточно быстро, потому что появились новые возможности удаленного оформления документов. Затруднения с регистрацией прицепных платформ чаще возникают, когда конструкция ТС создает угрозу безопасности на дороге. Например, когда прицеп самодельный. Требования к безопасности разных видов транспортных средств имеют свои особенности. С этими вопросами следует разбираться еще при составлении схемы будущей конструкции самодельной платформы.
Какие документы потребуются?
Любой вид самоходных машин, в которых используется двигатель объемом свыше 50 см3, согласно законодательству ставится на учет в Гостехнадзоре вместе с прицепами. Пакет документации для физических и юридических лиц отличается. В первом случае требуются:
- паспорт владельца ТС;
- бумаги, подтверждающие право собственности;
- страховой полис;
- ПТС и ранее выданный транзитный номер (если имеется);
- квитанция об оплате госпошлины;
- заявление, заполненное по образцу;
- подтверждение уплаты налогов за отчетный период (на б/у трактор);
- регистрационное свидетельство на ТС, которое не было снято ранее с учета;
- акт о прохождении техосмотра, составленный представителем ГАИ.
Для юридического лица в дополнение к вышеуказанному списку необходимы учредительные бумаги по деятельности организации и свидетельства о предприятии от налоговой службы. При оформлении транспорта сторонним лицом, потребуется также доверенность и паспорт предъявителя.
Документы для прицепа легкового автомобиля до 750 кг
Если данный параметр более пяти лет, тогда технический осмотр следует осуществлять каждый год. Также необходимо знать, что изделия, чей возраст составлять от 0 до 3 лет полностью освобождаются от необходимости прохождения данной процедуры.
Важно
Для остальных (тяжестью свыше 3500 кг и те, что не предназначаются для перевозки грузов класса «опасные») периодичность проведения техинспекций регламентируется федеральным законом. В техпаспорте автомобиля ставится пометка с указанием месяца / года, когда следует проходить техинспекцию в ГАИ.
С целью повышения удобства этот срок обычно идентичен сроку проведения техинспекции автомобиля. Она также может представлять собой последнюю цифру в регистрационном знаке.