Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие объектов недвижимого имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.
В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:
- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
- организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
- собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.
За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.
Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.
Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:
- граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
- граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
- лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
- религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.
Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.
СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:
- когда лицо использует участок вопреки его назначению;
- отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.
Для строительства дороги
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд
Изымать землю согласно нормативам возможно при исключительной необходимости. Основаниями, когда владелец может лишиться такого имущества, служат:
- реализация РФ международных соглашений;
- строительство, реконструкция объектов государственного либо муниципального значения, при условии, что иных вариантов застройки не предусмотрено;
- иные условия, прописанные в нормативах.
К объектам федерального либо муниципального значения относят объекты энергетики, оборонные, транспортные, линейные объекты, трассы и др. В последнюю категорию входят основания, оговорённые в отдельных нормативах. К примеру, в ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году», в ФЗ «О недрах», в Жилищном кодексе.
В ГК прописано, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд (либо федеральных) происходит строго по правилам, указанным в ЗК. При этом есть оговорка, что если владелец надела не соглашается заключать добровольное соглашение, изъятие земельного участка происходит в принудительном порядке.
Заключая вышеупомянутое соглашение, собственнику выплачивают денежное возмещение. Сама процедура проходит в несколько этапов:
- предупреждение землевладельца;
- принятие мер по изъятию надела;
- заключение соглашения;
- переход прав и их регистрация.
Соглашение об изъятии земельного участка
- Соглашение об изъятии земли
- Образец соглашения об изъятии земельного участка
- Регистрация соглашения об изъятии земельного участка
- Документы, прилагаемые к соглашению об изъятии земли
- Заключение
- Наиболее популярные вопросы и ответы на них по соглашению об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд
- Список законов
Регистрация соглашения об изъятии осуществляется по правилам ГК о регистрации сделок. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов:
- отправка соглашения собственнику земли на изучение и подписание;
- подписание соглашения собственником; при отказе подписать соглашение на протяжении трёх месяцев после его получения, орган, отправивший документ вправе инициировать принудительное изъятие земельных участков, подав иск в судебный орган;
- отправка подписанного соглашения обратно организации, которая его составила;
- подача организацией-составителем подписанного соглашения в Росреестр для его регистрации;
- регистрация в Росреестре передачи прав собственности от первоначального правообладателя к органу государственной власти или муниципалитету.
Собственнику имущества отправляется вместе с соглашением об изъятии земельных участков ещё несколько документов:
- кадастровая выписка (паспорт) на землю, которая упоминается в соглашении, и на здание, построенное на этой земле (если информация о таких зданиях внесена в ЕГРП);
- отчёт, в котором рассчитана рыночная стоимость изымаемых строений и земли;
- отчёт, с указанием стоимости имущества (недвижимости и земли) – этот документ необходим в ситуации, когда сделка предусматривает компенсацию за изымаемое имущество методом предоставления новых недвижимых ценностей.
В завершение статьи нужно обратить внимание на несколько ключевых моментов:
- В ситуации, когда правообладатель отказывается ставить подпись под соглашением об изъятии земли и строений, расположенных на ней, уполномоченный орган обладает правом подать исковое заявление о принудительном отчуждении земли в суд.
- Соглашение об изъятии земли подлежит обязательной регистрации.
- Собственник, имущество которого будет отчуждено, вправе рассчитывать на получение компенсации в виде денежной стоимости изымаемых ценностей (зданий, земли) по рыночной цене.
Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.
Статья 50. Конфискация земельного участка
Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).
В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом.
Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:
- Выносится приговор;
- Принимается судебное решение о конфискационных действиях.
Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования
Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды.
В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка.
В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.
Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:
- Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
- Основания для изъятия.
- Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
- Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
- Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
- Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.
Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:
- До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
- После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
- После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.
На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.
Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:
- Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
- Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
- Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
- Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
- Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.
В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.
Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел.
В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.
После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.
Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.
Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.
Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих.
Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:
- для выполнения обязательств по международному праву;
- для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
- для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
- при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
- по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.
В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.
Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно п��этому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:
- исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
- исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
- местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.
Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.
При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.
Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.
Договор купли-продажи земельного участка не надо регистрировать в кадастровых органах, но регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. Право собственности на земельный участок покупатель получит только после государственной регистрации перехода права. Обратите внимание, что само по себе заключение и даже исполнение договора купли-продажи этого права не дает.
Подавать документы на государственную регистрацию перехода права собственности на землю надо в территориальное подразделение Росреестра (Федеральная кадастровая служба). Представить нужно следующие документы:
- заявление о государственной регистрации;
- договор купли-продажи земельного участка и передаточный акт;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- документ от оплате государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 рублей для организаций).
Если стороной договора купли-продажи земли является юридическое лицо, то дополнительно потребуются документы, подтверждающие полномочия руководителя, и решение об одобрении сделки (или подтверждение того, что сделка не является для организации крупной). Договор купли-продажи земельного участка можно, по желанию сторон, заверить у нотариуса. В этом случае, после проверки документов, нотариус вправе сам отправить документы на государственную регистрацию перехода права собственности.
Если земельный участок и здание на нем являются собственностью одного лица, то продавать их надо только вместе. Продавец должен учитывать эту норму гражданского и земельного законодательства. Даже если покупатель готов купить только здание, без земли под нем, такой договор признается ничтожным, а в государственной регистрации перехода права собственности на здание будет отказано.
При продаже здания, находящегося на арендованной земле, продавец должен сообщить арендодателю о переходе к покупателю права собственности на объект. Согласия арендодателя земельного участка на продажу не принадлежащего ему здания не требуется. Здесь применяется правило статьи 22 Земельного кодекса о том, что право аренды земельного участка автоматически переходит третьему лицу (в данном случае, покупателю здания).
Закон не требует переоформлять договор аренды на нового владельца недвижимости, однако в интересах продавца оформить с арендодателем земельного участка соглашение о прекращении договора аренды, чтобы избежать возможных претензий. Требовать переоформления договора аренды на себя может и покупатель здания.
В случае продажи здания, принадлежащего государственному (казенному) учреждению или органу государственной власти, может оказаться, что земельный участок находится у продавца на праве бессрочного пользования. Если это так, то покупатель, не имеющий возможности получить аналогичное право, должен будет оформить договор аренды на земельный участок или выкупить его.
Существует особый порядок сделок, проводимых с земельными участками, принадлежащих государству. С 1 марта 2015 года действуют нормы главы V.1 Земельного кодекса, согласно которым предоставление таких земель (продажа, аренда, безвозмездное пользование) проводится на основании аукциона.
В то же время существует достаточно обширный перечень оснований, согласно которым не проводятся торги при предоставлении государственных земельных участков:
- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства;
- организациям для комплексного освоения территорий, размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и других государственных и общественно полезных целей;
- собственникам объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке.
За полным списком лиц, которым государственные земли предоставляются без аукциона, обращайтесь к статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса.
Срок аренды государственных земельных участков зависит от того, для каких целей используется территория (статья 39.8 Земельного кодекса). Так, граждане могут арендовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства на 20 лет; собственники зданий и сооружения, расположенных на земельном участке, вправе получить аренду на срок до 49 лет.
Преимущественного права заключения договора аренды государственной земли на новый срок арендатор, без проведения торгов, не имеет. Из этого правила есть исключение: если земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов или договор аренды был заключен на аукционе, по которому землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Кроме того, статья 39.5 Земельного кодекса утвердила категории лиц, которые имеют право бесплатно получить в собственность государственные или муниципальные земельные участки:
- граждане, имеющие трех и более детей (если такая возможность установлена региональным законом);
- граждане, получившие земельный участок в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства (по истечении пяти лет со дня предоставления участка);
- лица, которые заключили договор о развитии застроенной территории;
- религиозные организации, имеющие в собственности объекты религиозного или благотворительного назначения, расположенные на этом участке.
Соглашение об изъятии земельного участка
Она регламентирует важнейшие аспекты в реализации данной процедуры.
На их основании могут разрабатываться локальные постановления и разрабатываться последующие соглашения. Проведение государственных мероприятий, таких как строительство скоростных магистралей или организация международных событий создает предпосылки для внесения поправок в текущее законодательство.
Изначально для регламента перераспределения территорий издаются отдельные законы и указы, которые относятся к каждому конкретному строительству. На их основе вырабатываются общие правила и соответствующие поправки вносятся уже в общий закон. Глава 7.1 ЗК РФ устанавливает общий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Регламентируются следующие аспекты: перечень органов, которые имеют право инициировать процедуру; условия и основания, по которым земли могут изыматься;
Изъятие земель — причины, процедура и компенсация
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442
«Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)
-
Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)
«Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2021 N 2338-р
«О реализации инвестиционного проекта «Создание театрально-образовательного и музейного комплекса в г. Владивостоке»»
-
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)
«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Письмо Росреестра от 29.06.2021 N 13/1-00271/21
«О рассмотрении обращения»
-
Методические рекомендации по подготовке документов для организации и проведения аукционов на право заключения договоров развития застроенной территории, договоров комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления
(утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»)
-
Решение Правления Госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ от 29.09.2020 N 1013, протокол N 1013
«О Методических рекомендациях о порядке расчета суммы финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части предоставления субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры развития застроенных территорий и (или) договоры комплексного развития территорий, и об условиях и порядке принятия органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации решений о предоставлении указанных
Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.
Еще немного внимания! Напишите в комментариях, как думаете – для государственных интересов возможность изымать земельные участки должна быть, или все-таки надо ставить на первое место частную собственность? |
Об утверждении временного порядка изъятия земельных участков для
Если отчуждение осуществлено временно, обладатель получает на руки документ, согласно которому может быть возвращение права принадлежности на местность. Есть и методы избежать отчуждения надела, сделав это в полном согласовании с законом. Если до этого в земляном кодексе рф было всего несколько норм, определяющих функцию изъятия земляных участков, то сейчас в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. Гк рф) данный вид информирования также обязателен, но он имеет отношение уже к последующему шагу процедуры изъятия земляного участка.
Для этого гражданин может навести запрос в росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Регламентирован данный вопрос нормами земляного и штатского кодексов рф, которые устанавливают последовательность изъятия земель. Права на владение, права на внедрение либо права на аренду земляных участков для муниципальных либо публичных нужд в черте населенных пт.Соглашениеобизъятииземли, порядок регистрации.
Уведомление собственника об изъятии
Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.
Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.
В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.
Для проведения изъятия земли требуется соответствующее решение. Его принимают органы государственной власти на муниципальном или местном уровне. Кроме решения, порядок изъятия включает:
- установление точного места расположения надела, уточнение его типа и кадастровых данных;
- определение сроков и причин изъятия;
- установление собственника земли (читайте: как оформить земельный участок в собственность), а также оснований, которые дают ему право использовать эту территорию;
- извещение правообладателя о будущем принудительном изъятии исполнительным органом;
- установления перечня прав, приобретаемых определенным человеком.
Если же собственник земли считает решение органа управления несправедливым, он имеет право обжаловать его в судебном порядке.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
С какой целью государство может изъять землю
Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:
- для выполнения обязательств по международному праву;
- для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
- для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
- при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
- по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.
В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.
Основания для изъятия земли
Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:
- Выполнение соглашений международного уровня РФ.
- При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
- объект атомной энергетики;
- объект энергетической системы;
- оборонный объект;
- транспортный объект;
- линейный объект;
- трассы федеральные, муниципальные и региональные.
- При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 | ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году» |
П.10, ст. № 32 | Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ |
П.9,10, ст. № 95 | Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ |
Ст. № 25.2 | Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах» |