Электроэнергия на соид при прямых договорах кто выставляет в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электроэнергия на соид при прямых договорах кто выставляет в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Договор на предоставление коммунальных услуг

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2022 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.

На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.

У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Собственники квартир начиная с 2022 года вправе рассчитывать на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив услуги посредника, которым зачастую является управляющая компания. По недавно принятому закону, владельцы недвижимости в многоквартирном доме могут решить данный вопрос посредством проведения общего собрания.

Президент РФ в конце марта 2022 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.

Однако в самой СТК напоминают: независимо от структуры квитанции, ЗАО «УК «Стандарт» была и остается исполнителем коммунальных услуг для населения, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению. «Поэтому все вопросы, связанные с качеством оказанных услуг, перерасчетами и прочим, необходимо адресовать в ЗАО «УК «Стандарт»», – подчеркивают в теплоснабжающей компании.

В СТК уточнили, что в настоящий момент переговоры с другими управляющими компаниями о переходе на прямые расчеты не проводятся. «ООО «СТК» внимательно изучает договорную конструкцию, предложенную ЗАО «УК «Стандарт», и ее соответствие законодательным и правовым актам в сфере предоставления коммунальных услуг», – уточнили в СТК.

Прямые Договоры С Ресурсоснабжающими Организациями 2022 Закон

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году возможно заключить по следующим направлениями предоставляемых услуг:

  • поставка воды (горячей и холодной);
  • искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
  • утилизация и вывоз твердого мусора;
  • отвод жидких коммунальных отходов и воды;

Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.

Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры.

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».

К первому термину относится:

  • подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
  • тепловая и электрическая энергия;
  • газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
  • доставка твердого топлива для печей.

Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.

После технологического присоединения к электросетям заключение договора энергоснабжения является обязательной процедурой, выполнение которой необходимо для начала поставки электроэнергии на объекты предприятия, индивидуального предпринимателя или физического лица.

Итак, потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с законодательством или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Энергосбытовые организации — организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. То есть они не обязаны заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Основные положения), электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании договора энергоснабжения и договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Следует отметить, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено законодательством, по формам договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанным гарантирующим поставщиком, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке.

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети «Интернет» и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, если при этом заявителем не представлен проект договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым.

Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Новосибирской области

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными в Основных положениях, представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными выше, представлен протокол разногласий к проекту договора, размещенному (опубликованному) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных выше, или при непредставлении заявителем документов, указанных выше, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в законодательстве, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с Основными положениями.

Гарантирующий поставщик, получивший протокол разногласий, но не принявший меры по урегулированию указанных разногласий и (или) не направивший заявителю мотивированный отказ от внесения предложенных изменений в проект договора в установленный срок, обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить заявителю понесенные им убытки, вызванные уклонением от заключения договора, что не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности заключить договор. В таком случае заявитель вправе требовать понуждения гарантирующего поставщика к заключению договора и (или) возмещения причиненных убытков в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Следует отметить, что если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок (за исключением случаев, когда указанный договор заключен на период электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения, предусмотренной Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрическ��й энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель (покупатель) не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, потребителем (покупателем) внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:

  • стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
  • стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Если иное не установлено пунктом законодательством, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее — предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

  • первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
  • вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
  • третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
  • четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;
  • пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
  • шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.

Тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

  • 1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии (мощности);
  • 2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;
  • 3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Во многих объединениях председатели, правления и электрики фактически являются этакими местными хозяйчиками линий электропередач и всего, что с ними связано. Любая провинность члена СНТ или гражданина, не являющегося членом СНТ, пресекается угрозами и дискриминационными действиями в отношении лица, осмелившегося нарушить спокойную и безбедную жизнь, насыщенную приятной стрижкой купонов с покорных садоводов. Далее начинаются сложности, связанные с монополией СНТ. Председатели Правлений, как правило, занимаются незаконным обогащением своих карманов, завышая тарифы, требуя солидные доплаты в компенсацию потерь в сетях СНТ, Все это становится возможным исключительно из-за отсутствия конкуренции.

Те индивидуальные садоводы, с которыми уже заключены договоры о пользовании объектами инфраструктуры продолжают платить по ним до 31.12.2019 г.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

С 01.01.2019 г. договоров о пользовании объектами инфраструктуры больше не будет.

После 1 января 2019 года индивидуальным садоводам избежать уплаты членских и целевых взносов не удастся.

Так, согласно статье 16 ФЗ № 217 органы управления товариществом – председатель товарищества, правление товарищества, ревизионная комиссия товарищества (ревизор) – будут избираться на любой срок, но не более 5 лет. Сейчас их выбирают на срок в 2 года.

С 01.01.2019 г. для пользования скважины необходима лицензия. При этом существенно сократился перечень документов, необходимых для получения лицензии.

Отметим, что получить лицензию в упрощенном порядке можно с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.

Как следуют из приведенного выше абзаца действующей версии «Правил», конечную стоимость подключения к электросетям 1 кВт мощности утверждают региональные власти. Это делает местный тарифный орган – комитет по тарифам, региональная энергетическая комиссия и т.п., в разных регионах они называются по-разному.

При этом на федеральном уровне заданы верхняя и нижняя граница для тарифов на подключения к электросетям объектов физлиц с мощностью до 15 кВт. Верхняя граница составляет 10 000 рублей за 1 кВт, нижняя – 3 000 рублей за 1 кВт. Минимальная стоимость будет каждый год повышаться на 1000 рублей, вплоть до 5 000 рублей за кВт в 2024 году.

Начиная с 1 июля региональные тарифные органы начали принимать решения об установлении размеров тарифов на подключение к электросетям. В большинстве случае тариф составляет 3 000 рублей. Однако в ряде случаев – заметно выше.

Как было указано выше, стоимость подключения к электросетям объектов физических лиц может быть рассчитана как по ставке за 1 кВт мощности, так и по «стандартизированным ставками».

Стандартизированная тарифная ставка – это расходы, которые сетевая компания несет при выполнении тех или иных работ в ходе подключения нового абонента к электросетям.

Ставки утверждаются, например, на установку счетчика, прокладку 1 км определенного типа линии электропередачи, монтаж трансформаторной подстанции определенного типа и т.п. Величина этих расходов утверждается региональными тарифным органом. За базу берется средняя стоимость соответствующих видов работ, выполненных электросетевой компанией в последние три года.

Ставки определяются применительно к одной точке присоединения.

Применительно к физическим лицам, подключающим мощность до 15 кВт, при расчете цены подключения по стандартизированным тарифным ставкам учитываются следующие расходы электросети:

— расходы на подготовку технических условий подключения

— расходы на оформление акта о выполнении тех. присоединения

— расходы на установку счетчика электроэнергии

Величина расходов на каждый вид работ в каждом регионе отличается. Кроме того, расходы на установку счетчика зависят от типа прибора учета и вида подключения – трехфазного или однофазного.

В Московской области совокупная стоимость подключения физическим лицом к электросетям мощности до 15 кВт включительно составляет около 45 000 рублей. Что, конечно, заметно выгоднее, чем платить за подключение исходя из ставки за 1 кВт.

Электроэнергия на соид при прямых договорах кто выставляет в 2022 году

Нормативы же устанавливают органы государственной власти субъекта РФ. Сделать это они должны до 1 июня 2017 года.

Завышать платёж в квитанциях нельзя. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации, если другое решение не принято на ОСС.

С 1 июля 2020 года, помимо новых тарифов и изменений в правилах установки приборов учёта, потребителей коммунальных услуг ждёт ещё одно новшество. Постановление Правительства РФ № 950 внесло изменения в порядок расчёта платы общедомовых нужд (ОДН).

Ваши права «потребителя услуг» не нарушены. Роспотребнадзор вам не поможет. УК действует по закону.

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную. Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом.

В ОДН включается не только отдельный кран. Это и потери воды, это и вода, потраченная на уборку. Если в квартире вода есть, автоматически появляется обязанность оплачивать ОДН.

Вот Водоканал присобачил общедомовый прибор на ОКТ,26, НЕ ВЫПОЛНИВ НИКАКОГО РЕМОНТА СЕТЕЙ. Сегодня мама платит за июль по своему квартирному счетчика 52 рубля, ОДН 145 руб. Зачем, спрашивается, люди ставили счетчики в своих квартирах.

У нас старый дом.От центрального отопления,водоснабжения мы не зависим.В подъезде нет общего освещения (желающие вывели в подъезд свет из своей квартиры).Но каждый месяц приходят общедомовые ( не одна сотня рублей). Откуда, для нас не понятно? В энергосбыте сказали, что одна квартира не платит -за нее платите вы!!!

По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей. Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

Могут ли отказать в заключении договора энергоснабжения

По общему правилу нет.

Договор энергоснабжения — публичный договор (п. 1 ст. 426 ГК РФ). При этом не относятся к публичным договоры между абонентом и субабонентом. Такая позиция встречается в судебной практике.

Публичный характер договора означает, что энергоснабжающая организация не может по своему усмотрению без законных оснований отказать в заключении договора энергоснабжения.

В специальных правовых актах, посвященных электро- и теплоснабжению, также упоминается публичный характер договора.

В частности, такие указания есть для договоров:

• электроснабжения с гарантирующим поставщиком (п. 5 ст. 38 Закона об электроэнергетике);

• теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией (ч. 7 ст. 15 Закона о теплоснабжении).

Кроме того, энергоснабжающие организации, являющиеся субъектом естественных монополий, не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется антимонопольное регулирование, если у них есть возможность произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).

Однако обратите внимание, что абоненту (заявителю) могут отказать в заключении договора при наличии законных оснований.

Например, если у него нет отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования или же он не обеспечил учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

С 1 января 2011 года включать в плату за технологическое присоединение затраты сетевой организации по развитию существующих электрических сетей было запрещено. По закону сетевая организация могла получить с подключающегося потребителя денежные средства только за строительство электросетевых объектов от уже существующих электрических сетей до энергопринимающих устройств заявителя (то есть вновь подключающегося потребителя электроэнергии).

Все развитие ранее построенных электрических сетей было возможно только из тарифных источников. Иными словами за модернизацию электросетевого комплекса платили все потребители в рамках тарифов за услуги по передаче электрической энергии, а не конкретный заявитель в процессе его технологического присоединения. Заявитель же оплачивал только “последнюю милю”, то есть вновь создаваемые для его подключения электрические сети, и то далеко не всегда.

При подключении физических лиц до 15 кВт, а это свыше 90% всех подключений, все было просто — дом или участок подключали всего за 550 ₽. Конечно было условие, что от существующих линии электропередачи до границ участка должно быть расстояние по прямой меньше, чем 300 метров в черте города или меньше, чем 500 метров в сельской местности. Но этим условиям подходили практически все заявители.

С 1 июля 2020 года в эту стоимость помимо самого подключения, стала входить установка прибора учета электроэнергии, ведь с этой даты приборы учета постепенно начали переходить на баланс сетевых организаций. А в процессе технологического присоединения учет стали обеспечивать вместо заявителей сетевые организации. При этом стоимость в 550 рублей за техприсоединение пересмотрена не была.

Всё это привело к образованию существенных выпадающих доходов сетевых организаций, которые нужно было компенсировать. С учетом же жесткого контроля за ростом тарифов на услуги по передаче электрической энергии источников компенсации фактически не было.

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

Судебный акт

Позиция суда

Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017

Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017

Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы:

– в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды;

– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса

Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017

Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 — индексация, кому положена

Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Общедомовые нужды с 01 января в 2022 году

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.

Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы.

За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды.

Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления.

Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам.

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным.

Некоторые УО применяли не прямые ежемесячные платежи, а так называемую корректировку раз в квартал ( применялся пункт 19 б, т.е. опять фактически плата была не одной величины.) — это уже я доказал в суде, что это тоже незаконно.

Toчный пepeчeнь oбщeгo имyщecтвa жильцoв мнoгoквapтиpнoгo дoмa oпpeдeлeн cтaтьeй 36 Жилищнoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции.

Я правильно понял, что сначала я должен оплатить выставленные счета за воду, затем иду в ук и пищу заявление на перерасчет так как у меня временная прописка. Но в ук и энергосбыте ссылаются на какой то закон, что временное отсутствие или временная регистрация в другом месте(деревне) право на перерасчет не дает. Сказали выписывайтесь, тогда будут брать только за одного.

Что касается расчета по нормативу, действующему на 1 ноября 2016 года — письма Минстроя я неоднократно приобщала в разных судах, но вот примет ли мнение ведомства суд в вашем случае — не знаю. Логика в словах ведомства есть, но все же в законе сказано «не выше», а не «можно по счетчику». Мое мнение — по нормативу считать нужно.

Как рассчитывается плата за ОДН по электроэнергии

Это значит, что определяется по нормативу, но С ПРОВЕДЕНИЕМ перерасчета исходя из показаний общедомового прибора учета. И совершенно не указано, что этот перерасчёт не должен превышать норматив. Поэтому извините, но Вы вводите людей в заблуждение, УК могут выставлять объём и выше норматива. Эксперты удивились, когда Минстрой шумно объявил об ограничении ОДН нормативом после подписания постановления № 603: “Ограничение существовало и до постановления.

Утверждение ПАО «МОЭК» о правомерности с применения в расчете коэффициента 12/7 до 15.07.16, повсеместно отклоняется Арбитражными судами всех инстанций, поскольку постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП, на котором основана правовая позиция РСО, вступило в законную силу после спорных периодов.

Не спешите исполнять это предписание, поскольку оно не основано на нормах права. Доказательством тому Решение Арбитражного суда г. Москвы (дело № А40-85918/2016), вступившее в законную силу. Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным предписание ГЖИ г. Москвы в отношении УО.

Процедура заключения прямого договора с Энергосбытом

Процедура перехода на прямые договора на поставку электроэнергии имеет свой порядок и последовательность:

Общее собрание собственников жилья. Его можно провести по инициативе любого из жильцов. Переход на новую форму финансовых отношений принимается общим очным или заочным голосованием. На собрании должно присутствовать более 50% собственников, а решение считается легитимным, если за него проголосует большинство (статьи 45 и 46 ЖК РФ).

Протокол собрания. Оформляется в свободной форме и должен включать информацию о повестке сборов, количестве участников и принятом решении.

Подача заявки в Энергосбыт. Заявка подается после вынесения решения и оформления протокола (копия прилагается к заявке).

Решение Энергосбыта. Поставщик в течение месяца должен решить все спорные вопросы с бывшими посредниками и прислать уведомление о расторжении договоров с ними.

Заключение индивидуальных договоров с Энергосбытом. Каждый жилец предоставляет обязательный пакет документов поставщику энергии и подписывает соглашение.

Процедура заключения прямых договоров с Энергосбытом регламентирована Постановлением Правительства РФ №442.

Для заключения договора от владельца квартиры или земельного участка необходимо предоставить:

— личные документы;

— правоустанавливающие документы на жилой объект/земельный участок;

— акт выполнения технических условий (для СНТ);

— акт технологического присоединения к электросетям (для СНТ);

— акт допуска приборов учета в эксплуатацию (СНТ).

Если каких-то обязательных документов нет у вас и товарищества собственников (например, подключение выполнялось давно), либо СНТ не хочет отпускать вас на свободный договор, вы можете обратиться с иском в суд. Кроме того, акты присоединения можно заменить справкой о том, что вы являлись членом СНТ на момент электрификации, либо о том, что вы оплачиваете услуги поставки электричества в конкретном товариществе (платежки). Но акт о вводе в эксплуатацию счетчиков потребленной энергии на вашу квартиру или земельный участок руководство СНТ или УК предоставить обязаны!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *