Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за превышение скорости в 2022: ПДД, размер, сроки оплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Нововведения в скоростном режиме
Я целиком за такие изменения. Но вот только, честно говоря, думаю, что к должному эффекту такие изменения не приведут. Приведу свои аргументы. Тяжесть аварий, безусловно, зависит от скорости автомобилей перед столкновением. Поэтому, казалось бы, уменьшение максимальной скорости должно привести к улучшению ситуации на дорогах. Но сегодня большинство водителей не придерживаются установленной скорости 60 км/ч, следовательно и 50 км/ч они соблюдать не будут. Многие сегодня в городах ездят со скоростью 90-120 км/ч и будут продолжать это делать.
Так каким же образом можно снизить аварийность на дорогах? Ответ тут очевиден, нужно увеличить штрафы за превышение скорости, например, в 10 раз. Свою копейку водители беречь, конечно же, будут. Так и понизится аварийность (если вдруг этот абзац читает человек, имеющий отношение к принятию законов, задумайтесь над моим предложением). Даже в тех же европейских странах, где скорость меньше 60, штрафы за превышение скорости движения значительно крупнее, чем наши.—>
На сегодняшний день всё ещё практикуется наложение административного наказания путём вычисления средней скорости водителя на участке дороги. Делается это с помощью специальных пар камер – Автодорий.
Несмотря на то, что Верховный суд не так давно указал на незаконность вынесения таких штрафов за скорость, так как право в нашей стране не прецедентное, то и такие камеры не признали автоматически незаконными. Но обжаловать и попытаться отменить вынесенное наказание за превышение скорости, высчитанное в среднем промежутке, можно и нужно.
Превышение скорости без штрафа
Каждый водитель может в РФ превышать скорость и не нести за это ответственность по закону. Речь идет о незначительном превышении до 20 км/ч. Это было сделано для того, чтобы погрешности измерения скорости, а также случайные превышения не были наказуемыми. Иногда это обусловлено непосредственно особенностями самой ситуации на дороге. При этом стоит всего лишь на 1 километр превысить допустимый порог, как ответственность наступит по всей строгости.
В результате нормы допустимой скорости многие воспринимают автоматически плюс 20 км/ч. Это неверный подход. Действительно, в рамках этого порога ответственность не наступает. Однако велика вероятность превысить даже этот допустимый порог, а также есть серьезный риск для безопасности, ведь нормы по скорости пишутся в ПДД с точки зрения обеспечения защиты всех участников движения.
Штраф не будет самым серьезным негативным последствием. При аварии водитель становится виновным, кроме того, само происшествие приводит к материальным проблемам по восстановлению машины и является серьезной угрозой для здоровья.
Штрафы за скорость при фиксации камерами
Оценка скорости с помощью камеры уже стала обыденностью для каждого современного водителя. При этом есть ряд особенностей при таком способе диагностики нарушений. Нет наказания в виде лишения свободы, прав или же работ. Можно лишь назначить штраф, и возможность уплаты со сниженной стоимостью, меньше на 50 %, сохраняется.
В том случае, когда предусмотрен ряд вариантов наказания, предпочтение отдается минимальному. В частности, диапазон штрафа может быть от 1000 до 1500, решение обычно при остановке принимает инспектор. В случае с камерой может быть только меньшая цифра для уплаты.
Важной деталью становится то, что ответственность в виде штрафа налагается именно на собственника авто. Инспектор может остановить другого водителя, но по камере автоматически несет ответственность владелец конкретной машины, его находят по номерам и назначают такое наказание.
Камеры фото- и видеофиксации появились на дорогах не так давно, однако сразу успели причинить массу неудобств неблагоразумным водителям, нарушающим ПДД.
Самой главной функциональной особенностью камер является регистрация нарушений скоростного режима, в частности на участках с высоким коэффициентом аварий.
Несмотря на недовольство нарушителей, камеры фиксации нарушений имеют ряд преимуществ, например: если нарушение было зарегистрировано при помощи автоматического средства фиксации, штраф назначается самый минимальный из возможных (за исключение случаев, требующих отдельного рассмотрения – лишение прав и т.д.).
Даже самые грубые нарушения правил дорожного движения при фиксации камерой, предполагающие серьезное наказание, вплоть до лишения прав, облагаются лишь максимальным размером штрафа (5000 рублей); предполагаемая мера наказания в виде административного ареста так же переходит в форму штрафа ГАИ.
ПДД РФ о скорости движения ТС
Начнем с прописных истин. Правила дорожного движения устанавливают нормы поведения на дорогах, за нарушение которых санкции предполагает другой кодекс – Административный (КоАП РФ). В самих ПДД вы не найдете ни размеров штрафов, ни способов фиксации нарушений. Однако именно Правила диктуют пределы скоростного режима в тех или иных условиях.
Скорости в ПДД посвящен 10-ый Раздел. В соответствии с ним:
- Допустимая скорость должна находиться не только в рамках установленных ограничений, но и соотноситься с обстановкой в конкретный момент: видимостью, состоянием дороги, транспортного средства, погодных условий и пр.
- В населенных пунктах устанавливается максимально допустимые значение скорости в 60 км/ч. Отдельно указано, что на территории, обозначенные как «жилые», «велосипедные» и «дворовые» скорость не может быть более 20 км/ч. Есть исключения, о которых скажем отдельно.
- Вне населенных пунктов существуют следующие пределы:
Тип ТС На автомагистралях, км/ч На остальных типах дорог, км/ч Мотоциклы, легковушки и грузовики до 3,5т 110 90 Автобусы типа «междугородний» и «маломестный» 90 Другие типы автобусов, легковые с прицепом, грузовики свыше 3,5т 90 70 Грузовые, оборудованные для транспортировки людей в кузове 60 Перевозка детей организованными группами При буксировке одним ТС другого 50 Исключения возможны и для этой группы ТС. Ниже рассмотрим их более подробно.
- Отдельно указано на негабаритные, опасные и прочие нестандартные ситуации, требующие исполнения отдельных норм транспортировки. В разрешении на такое перемещение указывается и максимально допустимая скорость на данный маршрут.
- Если конкретное ТС имеет скоростные ограничения, предполагаемые конструкцией, техническими особенностями, состоянием и пр., то придерживаться необходимо именно этих ограничений, в т.ч. и в случаях, если на дороге действуют более высокие скоростные пределы.
В этом же разделе отмечен запрет на экстренное торможение, если этого не требует ситуация ухода от ДТП, а также заведомо медленное перемещение, создающее препятствие движению других ТС, при возможности более адекватного скоростного режима.
Сумма штрафа за превышение скорости
Сумма зависит от того, насколько была превышена скорость, а также от особенностей транспорта.
Особенности ТС |
Максимально допустимая скорость |
Движение в населенном пункте |
60 км/ч |
Движение по двору |
20 км/ч |
Авто весом до 3,5 т, движение по магистрали вне населенного пункта |
110 км/ч |
Авто меньше 3,5 т движущиеся по другим дорогам |
90 км/ч |
Грузовики вне населенного пункта |
70 км/ч |
Антирадары и законность их использования
Многие автомобилисты эффективным средством «борьбы» с выявлением нарушений скоростного режима считают устройства, называемые в обиходе антирадарами. В большинстве случаев при этом ошибочно имеются в виду не приборы для активного подавления электромагнитного излучения, а радар-детекторы — устройства пассивного типа для индикации электромагнитного излучения в частотных диапазонах, используемых в дорожной полиции.
Проще говоря радар-детекторы только сигнализируют о наличии работающих полицейских радаров, но никак на их работу не влияют. Использование радар-детекторов не только совершенно законно, но еще и многими полицейскими приветствуется: заранее предупреждённый о контроле скоростного движения водитель как правило предпочитает этот режим соблюдать.
Совершенно другое дело — активный антирадар, генерирующий излучение, которое подавляет работу полицейских устройств. Такие приборы запрещены в нашей стране.
Использование антирадаров, вмешивающихся в работу радаров ГИБДД, подпадает под статью 13.3 КоАП РФ: самовольная (без разрешительной лицензии) эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Нарушение по этой статье наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей с конфискацией самих устройств.
Современные комплексы могут определять скорость автомобиля и без использования радара: по фиксации времени прохождения расстояния определённой длины. Предупреждает о контроле скорости на таком участке дороги информационный знак с изображением камеры.
Можно ли и как оспорить наказание за превышение скорости?
Автоматизация процесса выявления нарушений скоростного режима вызывает со стороны автомобилистов естественные опасения невозможности отменить ошибочно принятые решения («с камерой не поспоришь»).
А причины ошибок могут быть самыми разнообразными: от фиксации дорожной ситуации в сложных погодных условиях до дублирования квитанций об оплате за одно и то же нарушение. При этом помимо ошибок самой аппаратуры (неверное распознание номера или определение скорости, которую технически не может развить данная модель автомобиля) может присутствовать и человеческий фактор: ошибка сотрудника, проверяющего технические материалы.
Центр фиксации нарушений лишь готовит материалы, а постановление о наказании выносит по-прежнему инспектор ГИБДД и такое постановление можно оспорить.
Постановление о нарушении можно оспорить в течение 10 дней с момента получения на руки или по почте (в случае фиксации камерой). Если водитель по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.д.) не успевает подать жалобу, допускается продление этого срока, но тогда нужно будет представлять соответствующие подтверждающие документы.
Оспорить постановление можно как в ГИБДД, так и в суде. При этом следует помнить, что на наложение штрафов или лишение прав за превышение скорости презумпция невиновности не распространяется и водителю самому придётся представлять доказательства своей правоты.
С какой скоростью можно ездить по российским дорогам?
Самые низкие скоростные ограничения действуют для передвижения по дворам, жилым и велосипедным зонам. Вне зависимости от типа транспортного средства, превысивший скорость на величину в 20 км/ч будет подвергнут административному взысканию.
В населенных пунктах нельзя ездить на скорости свыше 60 км/ч на любом виде транспорта. При осуществлении буксировки транспорта скорость не должна превышать 50 км/ч.
Выехав за населенный пункт на дорогу, не относящуюся к автомагистрали, водитель должен придерживаться скорости:
-
90 км/ч, при осуществлении движения на легковой машине, грузовике категории «В», мотоцикле, междугороднем или маломестном автобусе;
-
70 км/ч, если езда осуществляется на легковушке с прицепом, грузовике категории «С», прочих видах автобусов;
-
60 км/ч, при передвижении на грузовике, в кузове которого люди, или автобусе, осуществляющем организованную перевозку группы детей;
-
50 км/ч, если буксируется транспорт.
Когда санкции за превышение установленной скорости можно оспорить?
При несогласии с назначенными санкциями вы вправе их оспорить в 10-дневный срок с момента назначения. Однако для этого нужны доводы и доказательства вашей невиновности.
Оспорить штраф можно, когда:
-
Средство фотовидеофиксации, работающее в автоматическом режиме, допустило ошибку, и неверно считало номер машины. Подтвердить это можно фотографией и свидетельством о регистрации вашего автомобиля.
-
Ваша машина технически не в состоянии ехать со скоростью, которую вам вменяют. Подтвердить невиновность можно технической документацией на машину.
-
За рулем находились не вы, а другое лицо. Подтвердить этот факт помогут полис ОСАГО на двух и более лиц или доверенность.
-
Машина больше вам не принадлежит, и вы не могли ею управлять в момент фиксации нарушения камерой. Доказательство – договор купли-продажи с покупателем.
-
Фото с камеры плохого качества, и номер невозможно идентифицировать.
-
Участок дороги, на котором зафиксировано нарушение, не оборудован знаком, запрещающим езду со скоростью, за которую вас оштрафовали.
-
За одно и то же нарушение вы получили два штрафа.
-
Иные обстоятельства, которые вы можете подтвердить документально.
Доказательствами невиновности могут быть не только документы, но и записи технических средств, имеющих функции фото и видеосъемки, показания очевидцев.
Таблица скоростного режима на дорогах России
Транспортное средство | Населенный пункт | Вне населенного пункта | Автомагистраль | Жилая зона |
Легковые автомобили | 60 | 90 | 110 | 20 |
Легковые автомобили с прицепом | 60 | 70 | 90 | 20 |
Грузовики категории B | 60 | 90 | 110 | 20 |
Грузовики категории C | 60 | 70 | 90 | 20 |
Грузовики с людьми в кузове | 60 | 60 | 60 | 20 |
Мотоциклы | 60 | 90 | 110 | 20 |
Автобусы междугородние | 60 | 90 | 90 | 20 |
Автобусы маломестные | 60 | 90 | 90 | 20 |
Другие автобусы | 60 | 70 | 90 | 20 |
Автобусы при организованной перевозке детей | 60 | 60 | 60 | 20 |
При буксировке механических ТС | 50 | 50 | 50 | 20 |
В течение какого времени нарушение ПДД считается повторным?
Срок действия первого нарушения составляет 1 год со дня вступления постановления в силу. Такой срок установлен статьей 4.6 КоАП РФ.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление об административном правонарушении вступает в законную силу:
- через 10 суток со дня вручения или получения копии (статья 30.3 КоАП РФ);
- через 10 дней, в случае подачи жалобы должностному лицу (часть 1 статьи 30.5 КоАП РФ);
- через 2 месяца, в случае рассмотрения жалобы в суде (часть 1.1 статьи 30.5 КоАП РФ);
- в течение суток, в случае административного ареста (часть 3 статьи 30.5 КоАП РФ).
Первый расчетный день начинается со следующего дня.
Административная ответственность
Денежное наказание в случае превышения скорости зависит от того, на какое значение она больше за установленного предела. Штрафы ГИБДД за превышение скорости начинаются с 500 рублей в случае превышения больше чем на 20 километров в час. Если увеличивается на 30 км, размер денежного взыскания увеличивается. Нарушение скорости, произошедшее повторно, обернется:
- если таковое имеет диапазон от 40 до 60 км/ч – штрафом величиной до 2,5 тысяч рублей;
- от 60 до 80 км/ч – отбираются права на 1 год. В случае автоматической фиксации придется заплатить 5000 рублей;
- больше 80 км/ч – лишение прав на срок 1 год.
Сигнализация, световые приборы, маневрирование
Размер максимального взыскания увеличен с 2 до 3 БВ за нарушение правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
В статье, предусматривающей санкции за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других ПДД появилась ч. 4. Она предусматривает ответственность за нарушение правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия. Взыскание по ней составляет штраф до 10 БВ с лишением прав сроком до года или без лишения.
Изменена формулировка, предусматривающая ответственность за нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков. Теперь она звучит так: «невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил маневрирования или проезда перекрестков». Штраф при этом остался в размере от 1 до 5 БВ.