Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2022 году нужно учитывать новые правила работы с иностранными сотрудниками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.
Документы иностранного сотрудника
Иностранные сотрудники должны подтвердить свой статус через соответствующие документы:
- миграционная карта — предусмотрена для временно пребывающего в РФ (если другие правила не предусмотрены международным договором). В документе указывается дата его выдачи и срок пребывания мигранта в РФ. Когда указанный срок документа закончится, иностранный гражданин может его продлить. Также он имеет возможность оформить разрешение на временное проживание или вид на жительство;
- разрешение на работу или патент — они нужны иностранным гражданам для того, чтобы устраиваться на работу и платить авансы по НДФЛ. Если иностранец является временно пребывающим в безвизовом порядке, то он оформляет патент вместо разрешения на работу. Гражданам из ЕАЭС патенты оформлять не нужно. Кроме того, разрешение на работу не требуется оформлять временно или постоянно проживающим в РФ иностранцам;
- разрешение на временное проживание — при получении такого документа иностранец может жить и работать в РФ в течение 3-х лет. Такое разрешение представляет собой — штамп в документе, удостоверяющем личность. Если его нет — в виде отдельного документа;
- вид на жительство — при проживании в РФ в течение одного года иностранец вправе подать заявление на выдачу вида на жительство. Этот документ для лица без гражданства является для него одновременно и документом, на основании которого удостоверяется личность. По виду на жительство иностранный гражданин может въезжать в РФ и выезжать за ее пределы.
Документы для приема на работу иностранца
При трудоустройстве иностранного гражданина у работодателя должен быть комплект документов, список которых зависит от статуса физлица.
Если иностранец временно пребывающий, работодателю нужно сделать следующее:
- обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
- получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2017 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.
Ответственность временно пребывающих в РФ
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
- в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
- осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
- уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
- не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
- привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам
Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:
-
взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);
-
взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);
-
взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).
К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.
Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:
-
на обязательное пенсионное страхование;
-
на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
-
на медицинское страхование;
-
на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).
Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.
Какие права дает вид на жительство
После получения вида на жительство в России иностранный гражданин приобретает право на постоянное проживание в нашей стране.
Соответственно, меняется и его правовой статус — с временно пребывающего или временно проживающего в России (т. е. состоящего на миграционном учете по месту пребывания или имеющего разрешение на временное проживание), на постоянно проживающего в нашей стране иностранного гражданина.
Как следствие — после получения вида на жительство в России человек дополнительно приобретает ряд важных прав, которые отсутствуют у временно проживающего или временно пребывающего в нашей стране иностранного гражданина.
Например, постоянно проживающий в нашей стране иностранный гражданин имеет право:
-
по собственному желанию изменять место проживания;
-
свободно осуществлять трудовую деятельность на всей территории нашей страны;
-
на пенсионное обеспечение;
-
избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, а так же участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством.
Кроме этого, вид на жительство в России дает возможность свободно выезжать за пределы страны и возвращаться обратно.
При этом имеется лишь одно ограничение – срок нахождения иностранного гражданина за пределами нашей страны не должен превышать шести месяцев суммарно в течение календарного года.
При нарушении данного правила вид на жительство в России аннулируется.
Но из вышеуказанного положения российским законодательством предусмотрены исключения, когда указанный срок может быть нарушен из-за отсутствия у иностранного гражданина возможности покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию в случаях:
-
необходимости экстренного лечения, тяжелой болезни;
-
смерти близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве;
-
нахождения за пределами нашей страны в связи со служебной необходимостью.
Что такое вид на жительство иностранного гражданина
Иностранцы, которые приняли решение трудиться в России и остаться в ней надолго, должны получить гражданство нашей страны. Но прежде чем оформить гражданство, необходимо получить другие документы, которые подтвердят легальность нахождения иностранца на территории России.
Вид на жительство позволяет иностранному гражданину проживать в нашей стране и работать здесь. Лицо, получившее ВНЖ, будет считаться постоянно проживающим на территории России.
До 2022 года вид на жительство выдавался на 5 лет с возможностью дальнейшего продления или получения гражданства России.
Обычно вид на жительство оформляется после того, как получено разрешение на временное проживание, но бывают случаи, когда вид на жительство можно получить, минуя разрешение:
- Граждане Белоруссии и Туркмении, а также лица, не имеющие гражданства
- Высококвалифицированные работники и их родственники
- Те, кто получил политическое убежище в нашей стране
- Беженцы и переселенцы
- Недееспособные, если их родственники или опекуны получили вид на жительство или гражданство
По внешнему виду ВНЖ очень похож на российский паспорт. С 2022 года предусмотрено получение вида на жительство на неопределенный срок, то есть, у него нет периода действия.
Оформление вида на жительство осуществляется в течение 4 месяцев с момента подачи документов на его получение.
Преимущества гражданина с видом на жительство
После того, как иностранец получил вид на жительство, перед ним открываются некоторые перспективы.
Иностранец может неограниченное время проводить на территории России, а также определять место жительства по своему усмотрению.
Владельцы ВНЖ могут выезжать из России и беспрепятственно возвращаться обратно.
У иностранца появляется возможность свободно устраиваться на работу (за исключением некоторых должностей), а также получать медицинские услуги на безвозмездной основе.
Иностранный гражданин может приобрести собственное жилье. Причем с видом на жительство доступна покупка квартиры с использованием ипотеки.
Иностранец имеет право высылать приглашения для своих родственников, живущих в других странах.
Самым главным плюсом наличия ВНЖ является возможность оформления российского гражданства.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы
Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.
Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.
Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.
Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.
Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.
К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.
Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.
Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.
В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.
Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].
В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.
С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.
Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.
Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.
Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.
Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.
Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.
В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].
Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.
В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.
Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.
Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.
Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.
Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].
С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.
Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.
Временно пребывающие или временно проживающие в чем отличие
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Какие документы нужно подготовить, чтобы вас зарегистрировали?
Если вам предстоит прописка, предварительно уточните список бумаг в своем отделении МВД, так как бывают расхождения. Мы приведем стандартный перечень документов:
- заявление (регистрация по ВНЖ имеет установленную законом форму заявки; бланк и примеры заполнения доступны для скачивания в конце статьи);
- паспорт (обычно в перечне встречается и нотариально заверенный перевод документа);
- вид на жительство;
- госпошлина (на 2022 год стоимость услуги — 350 рублей).
Перечень бумаг, которые подает собственник:
- согласие на то, чтобы иностранный гражданин прописался в жилом помещении;
- паспорт (предъявляются паспорта всех владельцев);
- свидетельство о праве собственности (или иной документ на квартиру/дом).
Обычно, чтобы прописаться, требуется также сделать копии перечисленных выше документов (за исключением заявления, согласия владельца и квитанции об оплате госпошлины).
Как оформляется временная регистрация
Оформить временную регистрацию по ВНЖ на территории Российской Федерации иностранный гражданин может одним из перечисленных ниже способов (всего их два):
- Представив представителю принимающей стороны документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (при наличии) и ВНЖ. В этом случае со всех необходимых документов снимаются копии, а их оригиналы возвращаются владельцу. Обязанности по временной регистрации по виду на жительство при этом возлагаются на принимающую сторону, представитель которой должен подготовить бланк уведомления о прибытия иностранца (его можно скачать по ссылкам, указанным далее); подать уведомление о прибытии в отделение МВД по вопросам миграции или МФЦ.
- Самостоятельно обратившись в ГУВМ МВД РФ с уведомлением (ч. 4 ст. 22 ФЗ № 109). К заполненному уведомлению необходимо приложить:
- копию паспорта гражданина иностранного государства;
- копию паспорта лица, которому принадлежит жилое помещение, служащее местом регистрации мигранта;
- письменное согласие собственника помещения на регистрацию в нем мигранта;
- отрывную часть уведомления о прибытии на прежнее место пребывания (если имеется).
Постоянно проживающий на территории РФ иностранец
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ иностранный гражданин признается постоянно проживающим в РФ, если он имеет вид на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранца постоянно проживать на территории РФ, свободно выезжать из РФ и въезжать в РФ (абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Высококвалифицированным специалистам и членам их семей вид на жительство выдается на срок действия разрешения на работу. Для других категорий иностранцев вид на жительство бессрочный. До получения этого документа иностранец, в общем случае, обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 8 Закона № 115-ФЗ).
Постоянно проживающему иностранному гражданину для работы в России не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Такой иностранный гражданин может работать на всей территории РФ.
На постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан распространяется обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).
Обязанности временно пребывающих в РФ
Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).
Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).