Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы ГИБДД с камер: что об этом нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все основные моменты, которые касаются видеофиксации, имеют непосредственное отношение и к использованию автоматических средств фотофиксации нарушений действующих ПДД. Размер штрафа также определяется требованиями КОАП, не допуская при этом возможности наложения административного ареста или лишения нарушителя водительского удостоверения.
В течение какого времени по закону должно приходить уведомление о штрафе после нарушения?
Любое уведомление о нарушении ПДД, которое отправляется автовладельцу, должно попасть в базу автоинспекции. Но не всегда это происходит с соблюдением сроков.
Перед днём, когда квитанция о наложении взыскания попадает в ящик для корреспонденции нарушителя, она проходит несколько проверок. Затем этап формирования и непосредственно отправления на бумаге. Самым продолжительным этапом из всего перечисленного, зачастую становится пересылка письма.
Можно поделить период прихода уведомлений на несколько главных этапов:
Продолжительность первого этапа зависит от местонахождения ЦАФАП и типа технического средства фиксации нарушения. Длительность второго этапа зависит от работы почтового отделения и места прописки адресата.
Согласно действующему законодательству, сотрудники ГИБДД обязаны отправить письмо, содержащее копию постановления о вынесении административного штрафа и фотографию момента свершения нарушения, не позднее трёх суток с момента, когда было принято решение о вынесении данного постановления. На основании статьи 29.6 КоАП, автоинспекторам даётся на рассмотрение нарушение, которое было зафиксировано с помощью видеокамеры, не более 15 суток. Максимум через 15 суток после фиксации нарушения сведения о нём должны быть обработаны ЦАФАП, переданы в ГИБДД, обработаны автоинспекторами и отправлены автовладельцу. Ещё три дня даётся на пересылку письма.
На практике часто бывает, что информация о нарушение появляется в базе ГИБДД раньше — через 7-12 дней после фиксации нарушения камерой. Получается, что в интернете узнать о своём штрафе гражданин может по закону через 15 суток после нарушения, но чаще всего даже раньше. Но вот успеет ли дойти «письмо счастья» — это большой вопрос и зависит от работы сотрудников почты.
Отправка копии постановления осуществляется в форме заказного письма. Письмо будет находиться в почтовом отделении до момента прихода за ним адресата. На домашний адрес поступает лишь уведомление о поступлении письма. Моментом получения принято считать день, когда гражданин подписал уведомление.
На практике получается так, что почтальоны не могут лично вручить уведомление адресату и оставляют бумажку либо под дверью, либо в ящике для корреспонденции. Получатель письма может просто и не догадываться о выписанном штрафе.
Среди автолюбителей ходит мнение, что если не приходить за письмом на почту, то и штраф платить не придётся. Поэтому есть водители, которые, даже зная о письме, стараются проигнорировать его получение.
Но это только миф. Если гражданин не придёт на почту за письмом, сотрудники отправят его назад в ГИБДД. Там корреспонденция будет обработана, а со дня возврата уведомления будет дан отсчёт периоду оплаты.
Соответственно, если не прийти на почту за письмом, то это не снимет штраф с водителя, а просто отсрочит максимально возможную дату уплаты по квитанции. По окончании времени, отведённого на добровольную оплату и составляющего два месяца, сведения об автовладельце будут переданы судебным приставам, взыскивающим штраф собственными методами.
Что изменилось в нормативной базе о получении уведомлений
Правительство РФ приняло постановление от 19.06.2021 № 947, которым утверждены Правила направления нарушителям копий постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, если материалы получены с дорожных камер.
Вступление документа в силу запланировано на 01.09.2021.
Основным изменением станет то, что в оповещении нарушителей, а также в обжаловании штрафов будут задействованы электронные каналы связи.
Так, если сейчас обжаловать штраф можно лично или по почте, то с 01.09.2021 сделать это можно будет через портал «Госуслуги» с помощью простой или усиленной ЭЦП.
Также автовладельцы смогут выбрать для себя получение «писем счастья» исключительно в электронном виде. В этом случае они будут приходить в личный кабинет на портале «Госуслуги», а напоминания направляться на электронную почту, с помощью СМС и push-уведомлений. Это позволит не пропустить отведенные на обжалование штрафа 10 дней. Отсчет начнется на следующий день с даты размещения документа в личном кабинете.
Если же гражданин не даст согласия на исключительно электронное обслуживание, то процедура уведомления следующая:
Если автовладелец сначала дал согласие на получение уведомлений исключительно в электронном виде, а затем передумал, он может отказаться от электронной рассылки и отозвать ранее данное согласие. Сделать это можно в личном кабинете или направив письменное заявление оператору портала «Госуслуги».
При этом за пользователем сохраняется право в любой момент вернуться к получению электронных уведомлений. Для этого понадобится заново дать соответствующее согласие в личном кабинете или по почте.
О том, что грозит водителю за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к разъяснениям.
Что изменится в обжаловании штрафов с 1 сентября
В 2020 году россияне пытались обжаловать постановление о штрафе 145,5 млн раз. Это на 20% больше, чем в предыдущем году. И это только жалобы на постановления, выписанные на основе данных с дорожных камер и передвижных комплексов фотовидеофиксации.
В этом году количество недовольных, по прогнозам экспертов, вырастет в разы. В городах начали демонтировать знаки, предупреждающие о камерах. По новым правилам ПДД, средства фотовидеофиксации теперь должны находиться только на въездах в населенный пункт. Поэтому автомобилисты не будут знать, где их могут «сфотографировать».
Чтобы справиться с потоком обращений, власти решили упростить жизнь водителям. В конце 2020 года они утвердили закон, который введет дистанционное обжалование штрафа ГИБДД и штрафа за парковку через соответствующий функционал сайта госуслуг.
Новая опция заработает в полном объеме, как только изменения в КоАП вступят в силу. Пока сервис находится в тестовом режиме.
Обжаловать штраф через «Госуслуги» можно будет с 1 сентября, и ждать ответа месяцами не придется. На электронную жалобу ГИБДД обязаны будут ответить в течение трех дней.
Как проверить штрафы с камер ГИБДД
О штрафах, выписанных на основании данных, которые получены с помощью автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, лучше узнавать оперативно. Это позволит:
- Обжаловать штраф. На это отводится десять суток с момента получения «письма счастья».
- Получить скидку 50% на оплату определенной категории штрафов. На это отводится 20 суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
- Избежать дополнительного наказания за просрочку уплаты штрафов со стороны Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД. Такая ответственность наступает через 70 суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
Следует помнить, что «письма счастья» рассылают по месту регистрации собственника ТС, которое не всегда совпадает с местом его фактического проживания. Кроме того, случаются сбои в работе почты. Чтобы не стать уклонистом поневоле, можно бесплатно проверить наличие штрафов через портал госуслуг, для чего потребуется:
- Зарегистрироваться на портале.
- Указать в соответствующей графе госномер ТС.
- Указать в соответствующей графе номер СТС.
Как обжаловать штрафы с камер ГИБДД
Обжаловать штрафы с камер ГИБДД можно в течение десяти суток с момента получения «письма счастья». Это имеет смысл в следующих ситуациях:
- на фото с камеры госномер ТС нечеткий;
- на фото другое ТС;
- истек установленный законом двухмесячный срок привлечения к административной ответственности;
- ТС числится в угоне;
- ТС было продано, что подтверждается договором купли-продажи;
- ТС не способно развить указанную в постановлении скорость, что подтверждается соответствующими документами;
- штраф выписан неправомерно, поскольку, например, на месте «нарушения» отсутствовали запрещающие знаки.
Жалоба оформляется по шаблону или в произвольной форме и отправляется в суд или на имя руководителя центра видеофиксации подразделения ГИБДД, выписавшего штраф.
1. При заполнении жалобы укажите:
- наименование и адрес ведомства или суда, куда направляете жалобу;
- ваши Ф. И. О., адрес проживания и телефон;
- номер и дату постановления о назначении штрафа;
- Ф. И. О. и должность инспектора или судьи;
- статью закона, по которому вынесено постановление.
Что еще может влиять на скорость получения уведомления
Стоит разделить все системы фиксации правонарушений на стационарные и переносные камеры. Они работают по разным принципам. Стационарная система единожды устанавливается рабочими в определенном месте и в дальнейшем не изменяет своего местоположения. Такие системы почти всегда обладают автоматической связью с центром, и вся информация поступает крайне быстро. Кроме того, чаще всего такая камера будет обозначена специальным знаком.
Переносные системы устанавливаются непосредственно инспекторами на наиболее опасных участках дороги. Такую камеру экипаж может поставить и забрать в любой момент. Закон не предъявляет требования к постановке знака о ведении фиксации нарушений, поэтому экипаж не обязан себя каким-либо способом обозначать.
ВНИМАНИЕ !!! Однако судебная практика признала недействительными те доказательства, собранные при использовании запрещенных способов. К таким относится съемка из кустов, из-за маскировки и другие. Сведения, полученные с таких камер, признаются негодными и их легко обжаловать в судебном порядке.
Главная особенность переносных систем – это их автономность, которая выступает и плюсом, и минусом. Такую камеру можно установить в любом месте в любое время, однако информацию она не передает в автоматическом режиме и в большинстве случаев эта обязанность ложится на инспекторов, что соответственно замедляет срок обработки данных.
Поскольку официальной статистики по скорости обработки данных не существует, можно исходить только из личной практики автомобилистов.
Какой срок проходит в среднем между нарушением и приходом штрафа
Информация о несоблюдении водителем ПДД с регистраторов моментально передается в Центр обработки. Здесь данные обрабатываются в течение 15 дней. На основании сведений формируется постановление. Оператор обязан отправить его водителю в течение 3 дней.
Таким образом, общее время получения уведомления о взыскании после совершения правонарушения составляет 18-20 дней. Столько времени водителю приходится ждать постановления. С этого момента ему отводится 1,5 недели на обжалование решения, 2 месяцев на оплату штрафа.
Случается, что сведения о санкциях гражданину поступают позднее, чем через 3 дня после вынесения постановления. Такая ситуация возникает, если письмо с документами отправляют по почте. Доставка корреспонденции занимает до 3 недель.
Это приводит к следующим последствиям:
- Нарушитель не может оплатить штраф со скидкой 50%. Размер взыскания уменьшается, если деньги перевести получателю в течение 20 дней после вынесения постановления. Когда уведомление приходит поздно, гражданин лишается данной возможности.
- Истекает срок обжалования решения. Если это произошло, приходится подавать ходатайство о продлении периода давности.
Чтобы избежать возникновения такой ситуации, следует следить за назначенными взысканиями.
Правила вынесения постановления судом
Как было указано выше, если правонарушение предусматривает такое наказание, как лишение водительского удостоверения, административный арест, специальные общественные работы, то право рассмотрения таких дел принадлежит суду.
Порядок составления постановления судом в принципе ничем не отличается от правил установленных сотрудникам ГИБДД.
Но процесс обжалования этого распорядительного акта другой. Его можно подать апелляционную жалобу, кассационный суды, либо по вновь открывшимся обстоятельствам в районный суд.
Под вновь открывшимися обстоятельствами подразумеваются такие юридические факты, которые существовали в момент рассмотрения дела и вынесения постановления, но не были известны суду и нарушителю по независящим от них обстоятельствам. Например, указанный свидетель указал не свои анкетные данные, и это стало известно после рассмотрения дела.
Причины ошибок камер ГИБДД
Чтобы разобраться в этой проблеме, изучим общую схему работы с записями видеокамер ГИБДД, состоящую из следующих этапов:
- получение камерой снимка;
- автоматическое направление снимка в Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП);
- первичная автоматическая обработка снимка;
- проверка данных вручную за компьютером и ее пересылка на сервер ГИБДД;
- сопоставление полученных сведений с базой данных;
- формирование в автоматическом режиме постановлений об административных правонарушениях.
Наиболее распространенными причинами получения неверных исходящих данных с камер являются:
- техническая неисправность камеры;
- отсутствие сертификации конкретной модели камеры для обнаружения и фиксации определенного нарушения ПДД;
- неполный обзор местности (например, камера фиксирует нарушения ПДД автомобилями, объезжающими аварию на дороге, хотя сами столкнувшиеся транспортные средства в обзор камеры не попадают);
- погрешности первичной автоматической обработки данных с камеры и влияние человеческого фактора при проверке сведений с камеры специалистом.
Какие нарушения снимает камера
Что бы понимать какие возможны нарушения и как не просрочить оплату или обжалование, нужно знать какие штрафы приходят с камер. Дорожные камеры выявляют следующие нарушения:
- скорость движения;
- парковки;
- ремни безопасности;
- проезд пешеходных переходов;
- пересечения сплошных линий, стоп-линий, трамвайных путей;
- езда по полосе для общественного транспорта;
- неправильный проезд регулируемых перекрестков;
- движение по обочине;
- запрещенные или неправильные маневры (поворот, разворот, движение задним ходом и т.п.);
- использования запрещенных ксеноновых фар;
- и другие.
Самым распространенным является штраф за превышение скорости с камеры.
При этом не важна конструкция технических средств, способ её применения и пр.
На Госуслугах и через приложения
Чтобы максимально быстро узнавать о наличии штрафных санкций, нужно зарегистрироваться на сайте Госуслуг и ввести данные своего транспортного средства. Базы сайта обновляются постоянно, поэтому узнать о том, что был наложен штраф, можно сразу после того, как было вынесено постановление или решение. Оплатить его можно там же и довольно быстро, нужно только идти по вкладкам с подсказками.
После авторизации на сервисе следует пройти в раздел «МВД РФ», затем — «Предоставление сведений». В этой вкладке нужно заполнить все пустые поля. После введения данных транспортного средства система выдаст все санкции, которые до сих пор не были уплачены.
В приложениях «Штрафы ГИБДД» или «Штрафы ПДД 2018» также можно оперативно отследить появление наказания за проступки. Они появляются обычно так же, как и на других сайтах и сервисах, — через 2–3 дня после вынесения постановления, но могут задержаться на несколько рабочих дней в зависимости от приложения. Подобные мобильные приложения позволяют не только отследить появление штрафа за превышение скорости, но и увидеть дату, место и фотографию совершения правонарушения. Оплатить требуемую сумму можно там же, средства дойдут до адресата в такие же сроки, как и при погашении через банк.
Видеофиксация нарушений ПДД техническими средствами
Автоматические камеры видеофиксации, согласно статье 12 КоАП РФ, размещаются на прямых участках дорог с высокой аварийностью и большим процентом фиксируемых нарушений ПДД, должны быть хорошо видны всем участникам дорожного движения и обозначаться знаком «Видеофиксация» (для стационарных камер, но не для треног).
Их задача – постоянный контроль дорожной обстановки с целью сократить количество правонарушений, быстро выявлять нарушителей ПДД и ускорять процесс их наказания.
Современное видеооборудование на дорогах вполне успешно справляется с этой задачей – камеры способны фиксировать нарушения:
- скоростного режима на контролируемом участке дороги (с точностью до +/- 2 км/час);
- парковки;
- порядка передвижения по обочине;
- порядка пересечения перекрёстков со светофорами и стоп-линиями;
- пересечения двойной сплошной линии и выезда на встречную полосу.
Нарушения фиксируются двумя способами: быстрым фотографированием или видеозаписью момента нарушения. Одновременно с процессом видеофиксации, камера сканирует номерной знак автомобиля-нарушителя, после чего вся информация оперативно поступает в центры обработки информации.
Процесс фиксации и регистрации нарушения ПДД протекает в режиме реального времени, а данные быстро поступают в операционную обработку. Здесь, кроме редких ошибок с точным определением номерного знака, всё корректно и быстро.
Кроме того, исключается человеческая ошибка и коррупционная составляющая, увеличивается территория контрольного покрытия автодорог, повышается эффективность борьбы с нарушителями.
Что составляется сначала постановление по делу либо протокол?
Несмотря на схожесть документов, они сильно отличаются друг от друга. В частности, разница сроков составления. Чтобы разобраться, какой из документов оформляется в первую очередь, необходимо ознакомиться с тем, что скрывается под определениями.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Протокол ГИБДД — это процессуальный документ. Уполномоченные должностные лица обязаны оформить его при наличии состава административного правонарушения и при происшествии какого-либо события. Бумага составляется, если инспектор ГИБДД заметил в действиях водителей нарушение правил ПДД. Нужно учитывать, что оформление протокола еще не подтверждает, что вина водителя доказана.
В процессе составления документа работник ГИБДД может допустить грубое нарушение. Это станет причиной прекращения дальнейшего рассмотрения дела. Протокол выступает стартом к началу разбирательства. Потому он оформляется в первую очередь.
Постановление ГИБДД является результатом рассмотрения обстоятельств дела. Особенности его оформления напрямую зависят от серьезности произошедшего. Если правонарушение небольшое, вердикт может быть вынесен на месте. Если допущено грубое нарушение правил дорожного движения, решение выносится судом. Бумага всегда составляется после того, как факт совершения правонарушения зафиксирован документально.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении
Порядок составления документа об административном правонарушении регламентирован КоАП РФ. Выделим основные требования, которые должны соблюдаться должностным лицом или органом ГИБДД при оформлении протокольных бланков:
- составлять процессуальные документы может только лицо, наделенное соответствующими полномочиями – например, инспектор ГИБДД должен находиться при исполнении должностных обязанностей;
- документы должны составляться по форме, утвержденной законом или иным нормативным актом;
- каждый протокол должен иметь обязательные атрибуты – дату и номер документа, отметку о разъяснении процессуальных прав и т.д.
Обратите внимание!
Почему обнуляются штрафы ГИБДД
В 2017 году количество зарегистрированных в России автомобилей перевалило за 50-миллионный барьер. Это означает, что практически каждый третий гражданин является автовладельцем. В среднем каждый автовладелец ежегодно попадается на различных категориях нарушений (включая камеры) — 12-15 раз, что приводит к общему количеству правонарушений в сумме, превышающей 0.5 млрд единиц.
Каждое правонарушение должно быть сегодня зафиксировано, заархивировано и храниться на жёстких дисках баз данных ГИБДД, что занимает огромное количество памяти, и из года в год с ростом количества автомобилей их становится все больше, в результате чего требуется удаление самых застарелых данных для записи на их место новых, а без доказательств правонарушения пропадает и актуальность самого взыскания. В результате срок действия штрафа заканчивается, и он подвергается обнулению.
Поэтому все уполномоченные инстанции предпринимают максимум усилий и мер дисциплинарного взыскания для должника до утраты актуальности доказательной базы, а после неё долги списываются как на неэффективную работу органов исполнительной власти, которая ежегодно подвергается реформам, повышающим качество её работы.
Вторая причина заключается в острой нехватке финансирования правоохранительных и судебных органов, так как в случае установления тотального контроля за каждым должником бюджет на исполнение этого плана необходимо будет повысить на сумму, превышающую размеры исполнительных сборов со всех должников. То же касается и средств фото- и видеофиксации на дорогах.